1 января председательство в высшем политическом органе ЕС — Евросовете — на полгода перейдет к Польше. Она сменяет Венгрию, председательство которой ознаменовалось ростом внутренних разногласий в ЕС. В частности, когда венгерский премьер-министр Виктор Орбан отправился в июле с «мирной миссией» сначала на Украину, а затем и в Россию, представители некоторых стран союза оценили это как попытку подорвать единство ЕС.
Польский премьер Дональд Туск, возглавивший правительство в конце прошлого года и ставящий перед собой цель вернуть страну на европейский путь, — после почти десятилетнего правления консервативной партии «Право и справедливость» (PiS), которое рассорило Варшаву с Брюсселем, как ожидается, направит все силы на восстановление этого единства. Польский телеканал TVP полагает, что Туск, как опытный европейский политик, сможет добиться успехов на этом поприще. В 2014–2019 годах он занимал пост главы Евросовета, а затем до ноября 2022 года возглавлял крупнейшую в Европарламенте Европейскую народную партию (EPP), к которой принадлежит также переизбранная в этом году на второй срок глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Программа польского председательства в Евросовете представляет собой 52-страничный документ под девизом «Безопасность, Европа!». Варшава планирует сосредоточиться на вопросах европейской безопасности во всех сферах — от продовольственной до военной.
Координатор исследований в берлинском аналитическом Институте исследований демократии (DRI) Якуб Ярачевски отмечает, что выбор такого девиза неудивителен, поскольку Польша граничит с «открыто враждебными ЕС» Белоруссией и Россией, а также в значительной степени заинтересована в победе Украины, исходя из того, что гипотетическая победа России может привести к дальнейшему распространению военных действий на Запад.
Польша ставит следующие семь задач на период своего председательства.
Повысить обороноспособность Евросоюза на основе увеличения военных расходов и укрепления оборонной промышленности (Польша — одна из немногих стран ЕС, которая тратит на оборону почти 4% ВВП при установленном НАТО пороге 2% ВВП); усилить поддержку оборонной инфраструктуры, а также инфраструктуры двойного назначения (Восточный щит и Балтийская линия обороны); укрепить сотрудничество с НАТО и партнерами, не входящими в ЕС, прежде всего с США, а также с Великобританией и Южной Кореей.
Поиск новых способов комплексного решения проблем миграции и безопасности на внешних границах ЕС; сокращение числа нелегалов и сотрудничество с третьими странами в рамках программ по возвращению мигрантов; борьба с инструментализацией миграции (примером таковой может служить кризис на границе с Белоруссией), а также с международной организованной преступностью, терроризмом и радикализацией, «в том числе в контексте внутренних угроз безопасности, спровоцированных российской агрессией против Украины».
Улучшить способность ЕС по предотвращению и смягчению последствий враждебных действий «автократий» в киберпространстве; создание Европейского совета по устойчивости к дезинформации — ROD. Это независимый институт, финансируемый ЕС и государствами-членами, который будет заниматься мониторингом информационного пространства.
Устранение бюрократических препятствий для предпринимателей в целях повышения конкурентоспособности ЕС; повышение доступа предприятий к частному капиталу; углубление единого рынка, устранение барьеров для трансграничной деятельности (особенно в секторе услуг); отказ от системы штрафов в области перехода на зеленую энергетику.
Полный отказ от российских энергоносителей «в целях снижения цен на них»; осуществление перехода на зеленые (чистые) энергетические источники (создание собственных технологий) в целях снижения зависимости от поставщиков традиционных энергоносителей.
Цифровизация сферы здравоохранения, работа над психологическим здоровьем детей и подростков, диверсификация поставок медикаментов.
Укрепить позиции европейских фермеров (достичь стабильности их доходов); защита от несправедливой конкуренции; внедрение зеленых технологий в отрасль; работа над потенциальными вызовами, «которые может принести сектору расширение ЕС, в том числе за счет присоединения Украины».
Как отмечает Politico, переход к Польше статуса председателя выпадает на ответственный момент — запуск работы обновленных после июньских выборов в Европарламент институтов ЕС, трехлетняя годовщина российской военной операции на Украине, а также возвращение в Белый дом Дональда Трампа, первый срок которого стал вызовом для трансатлантической кооперации. При этом избранный президент США уже пригрозил ввести пошлины в размере 20% для Европы и 60% для Китая. Туск незадолго до выборов в США призывал ЕС полагаться на собственные ресурсы, отметив, что «эра геополитического аутсорсинга закончилась».
Помимо экономических потрясений, которые может принести возвращение Трампа, ЕС предстоит определиться, какую политику вести в отношении Украины, если Трамп выполнит свое обещание остановить конфликт на Украине. Варшава — один из ключевых союзников Киева. По данным Кильского института мировой экономики (IfW), Польша оказала Киеву прямую поддержку в размере €4,5 млрд (0,72% ВВП), из которых €3,227 млрд — это военные поставки. Кроме того, Варшава выделила еще 4,2% ВВП на оказание помощи украинским беженцам.
Туск еще 11 декабря заявил, что мирные переговоры по Украине могут начаться «уже этой зимой». В то же время Варшава публично отвергла план Франции по размещению европейских миротворцев на Украине для контроля за соблюдением режима прекращения огня, если таковой удастся установить (в странах ЕС эта идея обсуждается в контексте предоставления гарантий безопасности Украине; по информации The Wall Street Journal, ее выдвинул Трамп на встрече в Париже с французским лидером Эмманюэлем Макроном и президентом Украины Владимиром Зеленским). На пресс-конференции 17 декабря Туск заявлял, что пора прекратить спекуляции об отправке войск на Украину, а также предостерег от обсуждения таких гарантий безопасности для Киева, которые на деле останутся «на бумаге».
Глава МИД Польши Радослав Сикорский, представляя задачи председательства его страны в Евросовете, отметил, что Варшава будет стремиться к непоколебимой политической, военной и финансовой поддержке Украины со стороны ЕС и ее восстановлению. В частности, Варшава надеется на продолжение миссии Европейского союза по военной помощи Украине (European Union Military Assistance Mission for Ukraine, EUMAM), которая предполагает обучение и тренировку украинских военных на территории ЕС и в ноябре была продлена еще на два года.
Еще одним приоритетом польского председательства Сикорский назвал усиление санкций против России и Белоруссии, а также борьбу с их обходом. С этой целью представители МИД Польши проведут 25 февраля специальную конференцию со спецпредставителем ЕС по санкциям Дэвидом О’Салливаном. В октябре Politico сообщало, что Евросоюз во главе с Польшей готовится ввести масштабный пакет рестрикций против России к годовщине 24 февраля. В частности, речь идет о расширении ограничений против дочерних европейских компаний за рубежом — Брюссель планирует обязать их соблюдать антироссийские санкции. Также рассматриваются такие меры, как ограничение на свободу передвижения российских дипломатов в Шенгенской зоне, ограничение поставок российского алюминия и расширение ограничений против российских энергоносителей. Однако, как отмечает Politico, в то время как Польша и страны Балтии выступают за усиление давления на Москву, другие страны блока опасаются, что их станут обвинять в применении экстерриториальных санкций.
При этом, по словам Сикорского, Польша будет искать союзников среди стран — членов ЕС, чтобы согласовать использование замороженных российских активов для поддержки Украины (в настоящий момент страны G7 и ЕС приняли решение использовать только доходы, приносимые заблокированными российскими средствами). Политика Польши под девизом «No business as usual» с Россией и Белоруссией подразумевает также то, что Варшава будет выступать против их членства в международных организациях.
Еще одной целью Польша ставит расширение ЕС на Восток и Юг (присоединение к объединению Украины, Молдавии, а также стран Западных Балкан). Кроме того, в Варшаве надеются, что антиевропейский тренд будет сломлен в Грузии. Сикорский подчеркнул, что польское председательство будет работать над обновлением и оживлением формата «Восточное партнерство». По замыслу Польши, он должен стать дополнением к процессу расширения ЕС и оживить экономическое партнерство между странами-участницами.
Польский премьер Дональд Туск, возглавивший правительство в конце прошлого года и ставящий перед собой цель вернуть страну на европейский путь, — после почти десятилетнего правления консервативной партии «Право и справедливость» (PiS), которое рассорило Варшаву с Брюсселем, как ожидается, направит все силы на восстановление этого единства. Польский телеканал TVP полагает, что Туск, как опытный европейский политик, сможет добиться успехов на этом поприще. В 2014–2019 годах он занимал пост главы Евросовета, а затем до ноября 2022 года возглавлял крупнейшую в Европарламенте Европейскую народную партию (EPP), к которой принадлежит также переизбранная в этом году на второй срок глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Программа польского председательства в Евросовете представляет собой 52-страничный документ под девизом «Безопасность, Европа!». Варшава планирует сосредоточиться на вопросах европейской безопасности во всех сферах — от продовольственной до военной.
Координатор исследований в берлинском аналитическом Институте исследований демократии (DRI) Якуб Ярачевски отмечает, что выбор такого девиза неудивителен, поскольку Польша граничит с «открыто враждебными ЕС» Белоруссией и Россией, а также в значительной степени заинтересована в победе Украины, исходя из того, что гипотетическая победа России может привести к дальнейшему распространению военных действий на Запад.
Польша ставит следующие семь задач на период своего председательства.
Повысить обороноспособность Евросоюза на основе увеличения военных расходов и укрепления оборонной промышленности (Польша — одна из немногих стран ЕС, которая тратит на оборону почти 4% ВВП при установленном НАТО пороге 2% ВВП); усилить поддержку оборонной инфраструктуры, а также инфраструктуры двойного назначения (Восточный щит и Балтийская линия обороны); укрепить сотрудничество с НАТО и партнерами, не входящими в ЕС, прежде всего с США, а также с Великобританией и Южной Кореей.
Поиск новых способов комплексного решения проблем миграции и безопасности на внешних границах ЕС; сокращение числа нелегалов и сотрудничество с третьими странами в рамках программ по возвращению мигрантов; борьба с инструментализацией миграции (примером таковой может служить кризис на границе с Белоруссией), а также с международной организованной преступностью, терроризмом и радикализацией, «в том числе в контексте внутренних угроз безопасности, спровоцированных российской агрессией против Украины».
Улучшить способность ЕС по предотвращению и смягчению последствий враждебных действий «автократий» в киберпространстве; создание Европейского совета по устойчивости к дезинформации — ROD. Это независимый институт, финансируемый ЕС и государствами-членами, который будет заниматься мониторингом информационного пространства.
Устранение бюрократических препятствий для предпринимателей в целях повышения конкурентоспособности ЕС; повышение доступа предприятий к частному капиталу; углубление единого рынка, устранение барьеров для трансграничной деятельности (особенно в секторе услуг); отказ от системы штрафов в области перехода на зеленую энергетику.
Полный отказ от российских энергоносителей «в целях снижения цен на них»; осуществление перехода на зеленые (чистые) энергетические источники (создание собственных технологий) в целях снижения зависимости от поставщиков традиционных энергоносителей.
Цифровизация сферы здравоохранения, работа над психологическим здоровьем детей и подростков, диверсификация поставок медикаментов.
Укрепить позиции европейских фермеров (достичь стабильности их доходов); защита от несправедливой конкуренции; внедрение зеленых технологий в отрасль; работа над потенциальными вызовами, «которые может принести сектору расширение ЕС, в том числе за счет присоединения Украины».
Как отмечает Politico, переход к Польше статуса председателя выпадает на ответственный момент — запуск работы обновленных после июньских выборов в Европарламент институтов ЕС, трехлетняя годовщина российской военной операции на Украине, а также возвращение в Белый дом Дональда Трампа, первый срок которого стал вызовом для трансатлантической кооперации. При этом избранный президент США уже пригрозил ввести пошлины в размере 20% для Европы и 60% для Китая. Туск незадолго до выборов в США призывал ЕС полагаться на собственные ресурсы, отметив, что «эра геополитического аутсорсинга закончилась».
Помимо экономических потрясений, которые может принести возвращение Трампа, ЕС предстоит определиться, какую политику вести в отношении Украины, если Трамп выполнит свое обещание остановить конфликт на Украине. Варшава — один из ключевых союзников Киева. По данным Кильского института мировой экономики (IfW), Польша оказала Киеву прямую поддержку в размере €4,5 млрд (0,72% ВВП), из которых €3,227 млрд — это военные поставки. Кроме того, Варшава выделила еще 4,2% ВВП на оказание помощи украинским беженцам.
Туск еще 11 декабря заявил, что мирные переговоры по Украине могут начаться «уже этой зимой». В то же время Варшава публично отвергла план Франции по размещению европейских миротворцев на Украине для контроля за соблюдением режима прекращения огня, если таковой удастся установить (в странах ЕС эта идея обсуждается в контексте предоставления гарантий безопасности Украине; по информации The Wall Street Journal, ее выдвинул Трамп на встрече в Париже с французским лидером Эмманюэлем Макроном и президентом Украины Владимиром Зеленским). На пресс-конференции 17 декабря Туск заявлял, что пора прекратить спекуляции об отправке войск на Украину, а также предостерег от обсуждения таких гарантий безопасности для Киева, которые на деле останутся «на бумаге».
Глава МИД Польши Радослав Сикорский, представляя задачи председательства его страны в Евросовете, отметил, что Варшава будет стремиться к непоколебимой политической, военной и финансовой поддержке Украины со стороны ЕС и ее восстановлению. В частности, Варшава надеется на продолжение миссии Европейского союза по военной помощи Украине (European Union Military Assistance Mission for Ukraine, EUMAM), которая предполагает обучение и тренировку украинских военных на территории ЕС и в ноябре была продлена еще на два года.
Еще одним приоритетом польского председательства Сикорский назвал усиление санкций против России и Белоруссии, а также борьбу с их обходом. С этой целью представители МИД Польши проведут 25 февраля специальную конференцию со спецпредставителем ЕС по санкциям Дэвидом О’Салливаном. В октябре Politico сообщало, что Евросоюз во главе с Польшей готовится ввести масштабный пакет рестрикций против России к годовщине 24 февраля. В частности, речь идет о расширении ограничений против дочерних европейских компаний за рубежом — Брюссель планирует обязать их соблюдать антироссийские санкции. Также рассматриваются такие меры, как ограничение на свободу передвижения российских дипломатов в Шенгенской зоне, ограничение поставок российского алюминия и расширение ограничений против российских энергоносителей. Однако, как отмечает Politico, в то время как Польша и страны Балтии выступают за усиление давления на Москву, другие страны блока опасаются, что их станут обвинять в применении экстерриториальных санкций.
При этом, по словам Сикорского, Польша будет искать союзников среди стран — членов ЕС, чтобы согласовать использование замороженных российских активов для поддержки Украины (в настоящий момент страны G7 и ЕС приняли решение использовать только доходы, приносимые заблокированными российскими средствами). Политика Польши под девизом «No business as usual» с Россией и Белоруссией подразумевает также то, что Варшава будет выступать против их членства в международных организациях.
Еще одной целью Польша ставит расширение ЕС на Восток и Юг (присоединение к объединению Украины, Молдавии, а также стран Западных Балкан). Кроме того, в Варшаве надеются, что антиевропейский тренд будет сломлен в Грузии. Сикорский подчеркнул, что польское председательство будет работать над обновлением и оживлением формата «Восточное партнерство». По замыслу Польши, он должен стать дополнением к процессу расширения ЕС и оживить экономическое партнерство между странами-участницами.