11 декабря канцлер Германии Олаф Шольц направит в бундестаг письменный запрос о доверии правительству. Это решение стало следствием конфликта, который возник между входящими в правящую коалицию партиями в ходе обсуждения бюджета на 2025 год. 7 ноября глава правительства отправил в отставку министра финансов Кристиана Линднера, представителя свободных демократов (СвДП), и «светофорный» кабинет, в который также входили социал-демократы (СДПГ) и Зеленые, распался.
16 декабря бундестаг должен будет принять решение по вопросу о доверии правительству. Если большинство (367 депутатов) проголосует за вотум недоверия, то федеральный президент, согласно ст. 68 Конституции ФРГ, имеет право распустить парламент в течение 21 дня и назначить новые выборы. Они должны пройти в течение 60 дней после этого, согласно ст. 39 Основного закона. В настоящее время в качестве оптимальной даты досрочных выборов обсуждается 23 февраля (очередные выборы в Германии были запланированы на сентябрь 2025-го).
В истории ФРГ вопрос о доверии ставился в бундестаге пять раз. В трех случаях канцлеру было отказано в доверии (Вилли Брандту в 1972-м, Гельмуту Колю в 1982-м и Герхарду Шрёдеру в 2005-м), а затем бундестаг распускался. В 2001-м Шредеру, как и Гельмут Шмидту в 1982-м, удалось заручиться поддержкой парламента и сохранить пост. В 2001-м спор в правящей коалиции возник по поводу поддержки Германией международной борьбы США с терроризмом, и Шредер связал свой запрос с вопросом о том, должен ли бундесвер принимать участие в военной операции «Несокрушимая свобода», проводимой под руководством США в Афганистане.
До момента формирования нового правительства прежнее, как и бундестаг, продолжает выполнять свои обязанности. Учитывая, что процесс формирования коалиции часто принимает затяжной характер, Шольц останется на посту канцлера еще как минимум несколько месяцев.
Рейтинги светофорной коалиции в последние месяцы неуклонно снижались, как и популярность Шольца. Серьезным ударом для нее стали итоги осенних выборов на востоке страны — только в одной из трех земель, где они прошли, СДПГ удалось сохранить лидерство (в Бранденбурге), в то время как Зеленые и СвДП серьезно сократили присутствие в местных органах власти или вовсе его лишились.
Последний опрос социологического института INSA (от 9 декабря) демонстрирует прирост в 1 п.п. у СДПГ (17%), однако ей далеко до лидирующего оппозиционного блока Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) с 31,5%, следом за которым идет праворадикальная «Альтернатива для Германии» (АдГ) с 19,5%. Зеленые, в свою очередь, потеряли еще 0,5 п.п. — у них 11,5%. СвДП прочат 4,5% при пятипроцентном барьере прохождения в бундестаг, а образованному в этом году левопопулистскому «Союзу Сары Вагенкхнет» (ССВ) — 8%.
Согласно исследованию ZDF от 6 декабря, наиболее популярным кандидатом в канцлеры является представитель блока ХДС/ХСС Фридрих Мерц — у него 40%, в то время как за Шольца готовы проголосовать 31%, за кандидата от Зеленых нынешнего вице-канцлера и министр экономики Роберта Хабека — 30%, а за лидера АдГ Алис Вайдель — 12%. При этом, выбирая между Шольцем и Мерцем, 43% опрошенных выразили поддержку нынешнему канцлеру, 45% — кандидату от ХДС/ХСС. Таким образом, по сравнению с октябрьскими опросам, Шольц прибавил 6 п.п., а Мерц потерял 3 п.п. При этом ни один из кандидатов в канцлеры не входит в тройку наиболее популярных политиков — к ним относятся министр обороны Борис Писториус (СДПГ), премьер-министр Северного Рейна-Вестфалии Хендрик Вюст (ХДС), а также лидер ХСС и премьер-министр Баварии Маркус Зедер.
При этом внутри ХДС/ХСС наметился раскол из-за споров о том, как может выглядеть новая правящая коалиция.В одном из ток-шоу на телеканале ARD Мерц допустил, что его соперник от Зеленых Роберт Хабек может сохранить свой пост, если блок ХДС/ХСС одержит победу на выборах. Зедер критически отреагировал на это заявление, выпустив видеобращение, в котором отверг возможность формирования коалиции с Зелеными. «Роберт Хабек не может заниматься экономической политикой. Почему Зеленые, почему Роберт Хабек должен оставаться в правительстве? С ХСС черно-зеленых не будет», — отметил он.
Зедер выступает за коалицию с СДПГ, исходя из того, что это повысит шансы блока на выборах. При этом представили левого крыла ХСС встали на защиту Мерца, требуя прекратить дебаты о конфигурации будущей коалиции, и заняться реальной подготовкой к выборам.
По информации RND, Мерц решил больше не делать никаких заявлений о возможном составе будущей коалиции. При этом, как отмечают журналисты, ни для кого не секрет, что лидер ХДС хорошо ладит с ведущими представителями Зеленых, включая Хабека, но не доверяет СДПГ, особенно сопредседателю партии Ларсу Клингбайлу. Сопредседатель Зеленых Франциска Брантнер, в свою очередь, заявляла, что, по крайней мере в вопросах внешней политике у них больше общего с ХДС/ХСС, чем с СДПГ.
Что касается АдГ, то, несмотря на высокий рейтинг, вероятность ее попадания в правящую коалицию весьма невелика. Ключевые немецкие партии установили табу на сотрудничество с «Альтернативой» на любом уровне, будь то федеральный или муниципальный. Кроме того, отделения АдГ в Саксонии, Саксонии-Анхальте и Тюрингии, а также молодежное крыло партии классифицируются Федеральным ведомством по защите Конституции (BfV) как правоэкстремистские. В бундестаге при этом неоднократно обсуждались меры по запрету деятельности партии. Как отмечает Deutschlandfunk, даже если АдГ удастся обойти ХДС/ХСС на предстоящих выборах, то склонить блок к сотрудничеству не удастся, а управлять страной без абсолютного большинства не получится.
Традиционно вопросы внешней политики не играют ключевой роли на выборах в ФРГ. Но в этом году голосование в восточных землях показало обратное — построившие свою кампанию на призывах прекратить поставки оружия Украине и возобновить диалог с Россией АдГ и СВВ серьезно укрепили свои позиции.
Германия — крупнейший военный донор Украины после США. По данным Кильского института мировой экономики, с начала конфликта Берлин выделил на военные нужды Киева более €11 млрд (или 0,279% ВВП). Как заявлял посол Германии в Москве Александр Ламбсдорфф в интервью РБК, внутриполитическая ситуация в стране, возникшая после развала правящей коалиции, никак не скажется на поддержке Украины.
И Шольц, и Мерц практически открыли свои предвыборные кампании визитами в Киев (2 и 9 декабря, соответственно), где оба выразили готовность помогать Украине «столько, сколько потребуется». При этом их подходы к урегулированию кризиса отличаются. Прежде всего, Мерц настаивает на предоставлении Киеву дальнобойных ракет Taurus, противником чего до сих пор остается Шольц. В летнем интервью ZDF кандидат от ХДС/ХСС смягчил риторику по этому вопросу, заявив, что поддерживает решения, которые приняло правительство, хотя и подчеркнул, что Берлин сделал «слишком мало и слишком поздно».
Уже в середине ноября Мерц сказал, что в случае победы призовет Россию прекратить военные действия в течение 24 часов, а в противном случае поставит Украине Taurus. Шольц, который к тому моменту уже провел первый за два года телефонный разговор с российским президентом Владимиром Путиным, поставил в упрек Мерцу его «ультиматум» и посоветовал «не играть в русскую рулетку с безопасностью Германии». В ответ христианский демократ заявил, что никогда не ставил России ультиматумы, а во время визита в Киев раскритиковал Шольца за нежелание последовать за США, Великобританией и Францией, направившими Украине дальнобойное оружие.
Лидер ХДС ранее также оказался одним из немногих европейских политиков, которые публично поддержали предложение президента Франции Эмманюэля Макрона об отправке войск НАТО на Украину. Зеленский, в свою очередь, на встрече с Мерцем поднял вопрос о размещении иностранных войск в стране до тех пор, пока она не вступит в НАТО (на прошлой неделе некоторые политики в ЕС высказались за размещение европейских войска на Украине для обеспечения режима прекращения огня). Шольц же заявил, что считает «невозможным отправку немецких солдат на Украину в нынешней ситуации». В Киеве Мерц также вновь повторил, что будущее Украины — в НАТО, в то время как Шольц осторожно высказывается на этот счет.
Как отмечает Berliner Zeitung, социал-демократы во главе с Шольцем пытаются преподнести себя в ходе предвыборной кампании в качестве партии европейского мира, которая готова оказывать Украине «значительную поддержку, но лишь умеренную приверженность». ХДС/ХСС с Мерцем, в свою очередь, критикует оппонентов за «страх войны» и старается выставить себя борцами за интересы глобального Запада.
Тем не менее опросы показывают, что наиболее волнующими вопросами для жителей Германии остаются ситуация в экономике и миграция. Согласно недавнему исследованию института Forsa, немцы почти одинаково поддерживают политику в отношении Украины как Шольца, так и Мерца (32% против 31%), а еще 37% не доверяют ни одному из них в этом вопросе. В то же время 63% выступают против поставок Taurus Киеву, тогда как поддерживают 32%.
16 декабря бундестаг должен будет принять решение по вопросу о доверии правительству. Если большинство (367 депутатов) проголосует за вотум недоверия, то федеральный президент, согласно ст. 68 Конституции ФРГ, имеет право распустить парламент в течение 21 дня и назначить новые выборы. Они должны пройти в течение 60 дней после этого, согласно ст. 39 Основного закона. В настоящее время в качестве оптимальной даты досрочных выборов обсуждается 23 февраля (очередные выборы в Германии были запланированы на сентябрь 2025-го).
В истории ФРГ вопрос о доверии ставился в бундестаге пять раз. В трех случаях канцлеру было отказано в доверии (Вилли Брандту в 1972-м, Гельмуту Колю в 1982-м и Герхарду Шрёдеру в 2005-м), а затем бундестаг распускался. В 2001-м Шредеру, как и Гельмут Шмидту в 1982-м, удалось заручиться поддержкой парламента и сохранить пост. В 2001-м спор в правящей коалиции возник по поводу поддержки Германией международной борьбы США с терроризмом, и Шредер связал свой запрос с вопросом о том, должен ли бундесвер принимать участие в военной операции «Несокрушимая свобода», проводимой под руководством США в Афганистане.
До момента формирования нового правительства прежнее, как и бундестаг, продолжает выполнять свои обязанности. Учитывая, что процесс формирования коалиции часто принимает затяжной характер, Шольц останется на посту канцлера еще как минимум несколько месяцев.
Рейтинги светофорной коалиции в последние месяцы неуклонно снижались, как и популярность Шольца. Серьезным ударом для нее стали итоги осенних выборов на востоке страны — только в одной из трех земель, где они прошли, СДПГ удалось сохранить лидерство (в Бранденбурге), в то время как Зеленые и СвДП серьезно сократили присутствие в местных органах власти или вовсе его лишились.
Последний опрос социологического института INSA (от 9 декабря) демонстрирует прирост в 1 п.п. у СДПГ (17%), однако ей далеко до лидирующего оппозиционного блока Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) с 31,5%, следом за которым идет праворадикальная «Альтернатива для Германии» (АдГ) с 19,5%. Зеленые, в свою очередь, потеряли еще 0,5 п.п. — у них 11,5%. СвДП прочат 4,5% при пятипроцентном барьере прохождения в бундестаг, а образованному в этом году левопопулистскому «Союзу Сары Вагенкхнет» (ССВ) — 8%.
Согласно исследованию ZDF от 6 декабря, наиболее популярным кандидатом в канцлеры является представитель блока ХДС/ХСС Фридрих Мерц — у него 40%, в то время как за Шольца готовы проголосовать 31%, за кандидата от Зеленых нынешнего вице-канцлера и министр экономики Роберта Хабека — 30%, а за лидера АдГ Алис Вайдель — 12%. При этом, выбирая между Шольцем и Мерцем, 43% опрошенных выразили поддержку нынешнему канцлеру, 45% — кандидату от ХДС/ХСС. Таким образом, по сравнению с октябрьскими опросам, Шольц прибавил 6 п.п., а Мерц потерял 3 п.п. При этом ни один из кандидатов в канцлеры не входит в тройку наиболее популярных политиков — к ним относятся министр обороны Борис Писториус (СДПГ), премьер-министр Северного Рейна-Вестфалии Хендрик Вюст (ХДС), а также лидер ХСС и премьер-министр Баварии Маркус Зедер.
При этом внутри ХДС/ХСС наметился раскол из-за споров о том, как может выглядеть новая правящая коалиция.В одном из ток-шоу на телеканале ARD Мерц допустил, что его соперник от Зеленых Роберт Хабек может сохранить свой пост, если блок ХДС/ХСС одержит победу на выборах. Зедер критически отреагировал на это заявление, выпустив видеобращение, в котором отверг возможность формирования коалиции с Зелеными. «Роберт Хабек не может заниматься экономической политикой. Почему Зеленые, почему Роберт Хабек должен оставаться в правительстве? С ХСС черно-зеленых не будет», — отметил он.
Зедер выступает за коалицию с СДПГ, исходя из того, что это повысит шансы блока на выборах. При этом представили левого крыла ХСС встали на защиту Мерца, требуя прекратить дебаты о конфигурации будущей коалиции, и заняться реальной подготовкой к выборам.
По информации RND, Мерц решил больше не делать никаких заявлений о возможном составе будущей коалиции. При этом, как отмечают журналисты, ни для кого не секрет, что лидер ХДС хорошо ладит с ведущими представителями Зеленых, включая Хабека, но не доверяет СДПГ, особенно сопредседателю партии Ларсу Клингбайлу. Сопредседатель Зеленых Франциска Брантнер, в свою очередь, заявляла, что, по крайней мере в вопросах внешней политике у них больше общего с ХДС/ХСС, чем с СДПГ.
Что касается АдГ, то, несмотря на высокий рейтинг, вероятность ее попадания в правящую коалицию весьма невелика. Ключевые немецкие партии установили табу на сотрудничество с «Альтернативой» на любом уровне, будь то федеральный или муниципальный. Кроме того, отделения АдГ в Саксонии, Саксонии-Анхальте и Тюрингии, а также молодежное крыло партии классифицируются Федеральным ведомством по защите Конституции (BfV) как правоэкстремистские. В бундестаге при этом неоднократно обсуждались меры по запрету деятельности партии. Как отмечает Deutschlandfunk, даже если АдГ удастся обойти ХДС/ХСС на предстоящих выборах, то склонить блок к сотрудничеству не удастся, а управлять страной без абсолютного большинства не получится.
Традиционно вопросы внешней политики не играют ключевой роли на выборах в ФРГ. Но в этом году голосование в восточных землях показало обратное — построившие свою кампанию на призывах прекратить поставки оружия Украине и возобновить диалог с Россией АдГ и СВВ серьезно укрепили свои позиции.
Германия — крупнейший военный донор Украины после США. По данным Кильского института мировой экономики, с начала конфликта Берлин выделил на военные нужды Киева более €11 млрд (или 0,279% ВВП). Как заявлял посол Германии в Москве Александр Ламбсдорфф в интервью РБК, внутриполитическая ситуация в стране, возникшая после развала правящей коалиции, никак не скажется на поддержке Украины.
И Шольц, и Мерц практически открыли свои предвыборные кампании визитами в Киев (2 и 9 декабря, соответственно), где оба выразили готовность помогать Украине «столько, сколько потребуется». При этом их подходы к урегулированию кризиса отличаются. Прежде всего, Мерц настаивает на предоставлении Киеву дальнобойных ракет Taurus, противником чего до сих пор остается Шольц. В летнем интервью ZDF кандидат от ХДС/ХСС смягчил риторику по этому вопросу, заявив, что поддерживает решения, которые приняло правительство, хотя и подчеркнул, что Берлин сделал «слишком мало и слишком поздно».
Уже в середине ноября Мерц сказал, что в случае победы призовет Россию прекратить военные действия в течение 24 часов, а в противном случае поставит Украине Taurus. Шольц, который к тому моменту уже провел первый за два года телефонный разговор с российским президентом Владимиром Путиным, поставил в упрек Мерцу его «ультиматум» и посоветовал «не играть в русскую рулетку с безопасностью Германии». В ответ христианский демократ заявил, что никогда не ставил России ультиматумы, а во время визита в Киев раскритиковал Шольца за нежелание последовать за США, Великобританией и Францией, направившими Украине дальнобойное оружие.
Лидер ХДС ранее также оказался одним из немногих европейских политиков, которые публично поддержали предложение президента Франции Эмманюэля Макрона об отправке войск НАТО на Украину. Зеленский, в свою очередь, на встрече с Мерцем поднял вопрос о размещении иностранных войск в стране до тех пор, пока она не вступит в НАТО (на прошлой неделе некоторые политики в ЕС высказались за размещение европейских войска на Украине для обеспечения режима прекращения огня). Шольц же заявил, что считает «невозможным отправку немецких солдат на Украину в нынешней ситуации». В Киеве Мерц также вновь повторил, что будущее Украины — в НАТО, в то время как Шольц осторожно высказывается на этот счет.
Как отмечает Berliner Zeitung, социал-демократы во главе с Шольцем пытаются преподнести себя в ходе предвыборной кампании в качестве партии европейского мира, которая готова оказывать Украине «значительную поддержку, но лишь умеренную приверженность». ХДС/ХСС с Мерцем, в свою очередь, критикует оппонентов за «страх войны» и старается выставить себя борцами за интересы глобального Запада.
Тем не менее опросы показывают, что наиболее волнующими вопросами для жителей Германии остаются ситуация в экономике и миграция. Согласно недавнему исследованию института Forsa, немцы почти одинаково поддерживают политику в отношении Украины как Шольца, так и Мерца (32% против 31%), а еще 37% не доверяют ни одному из них в этом вопросе. В то же время 63% выступают против поставок Taurus Киеву, тогда как поддерживают 32%.