ФНС предупредила о вопросах к выплате бонусов для экономии на налогах

z

Administrator
Команда форума
Налоговая служба следит за возможными манипуляциями компаний по налоговой экономии, в том числе с переносом выплаты бонусов на более ранние сроки, в свете предстоящего с 2025 года повышения ставки налога на прибыль (с 20 до 25%) и увеличения НДФЛ для зарабатывающих более 2,4 млн руб. в год. Об этом в интервью РБК сообщил руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров. Если налоговики выявят аномальное завышение налоговой базы к концу 2024 года, когда еще действуют более низкие ставки (в счет, соответственно, ее уменьшения в 2025 году), это может привести к проверкам с потенциальным доначислением налогов. «Конечно, будут вопросы к бонусам», — заявил Егоров.

Ранее РБК сообщал, что часть крупного бизнеса рассматривает вопрос переноса традиционных выплат годовых премий и бонусов с начала 2025 года на декабрь 2024-го. Это позволит удержать с относительно высоких зарплат (свыше 2,4 млн руб. в год «гросс») НДФЛ по действующему порядку, то есть 13% для доходов в пределах 5 млн руб. плюс 15% с части, превышающей 5 млн. С 2025 года вступает в силу новая прогрессивная шкала НДФЛ с пятью ставками — от 13% (для зарплат в пределах 2,4 млн руб.) до 22% (если заработок превышает 50 млн руб., повышенная ставка взимается с суммы превышения). Эксперты комментировали, что перенос премии может быть актуален для ключевых сотрудников, чей совокупный доход превышает 2,4 млн руб., с целью их удержания в компании.

Глава ФНС уточнил, что риски для бизнеса могут возникнуть, если налоговики покажут, что «превалирующий мотив» в таком перераспределении выплат во времени — налоговый. При этом Егоров признал, что это «тонкая материя», однако если действия компании аномальны с точки зрения обычного поведения, то налоговая будет «атаковать с большой долей вероятности». «В моем представлении чем обычнее ты себя будешь вести, тем тебе будет безопаснее», — подчеркнул глава ФНС.

«Конечно, каждый сам взвесит риски. Я не могу сказать, что нельзя раньше выплатить бонусы. <...> Я не могу черное и белое четко разделить, но могу предупредить: если, ребята, вы перегнете палку, мы среагируем», — указал он.

Партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов говорил, что, даже если перенос выплат вызван налоговыми причинами, в этом нет никакого порока с правовой точки зрения: «Здесь нет злоупотребления (схемы обхода закона, нарушения ст. 54.1 Налогового кодекса) и тем более правонарушения». Вместе с тем эксперты признавали, что налоговые риски есть, так как по налоговому законодательству в целях учета расходов на выплату премий они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Кроме того, подобная экономия на НДФЛ, бенефициаром которой выступают топ-менеджеры, может идти вразрез с интересами самой компании: расходы на оплату труда можно учитывать при расчете налога на прибыль, и чем они выше, тем меньше налог на прибыль. Перенос части выплат с 2025 года на 2024-й, таким образом, увеличит обязательства компании по уплате налога на прибыль в 2025 году по более высокой ставке.

Аналогичную оптимизацию по принципу перераспределения налоговой базы во времени можно теоретически осуществить и в отношении налога на прибыль, указал Егоров. Он напомнил, что девятимесячная декларация по налогу на прибыль особенна тем, что формирует авансовые платежи не только на четвертый квартал, но и на первый квартал следующего года. Это само по себе уже дает мотив для того, чтобы «снизить текущие платежи и платежи в первом квартале будущего года, а потом просто финрезультатом [за год и первый квартал] закрыть». Теперь же этот мотив усиливается фактом повышения ставки налога на прибыль с 2025 года.

«Когда повышаются ставки, бизнес пытается фиксировать финрезультат в более легкой системе налогообложения (то есть показать более высокую прибыль по итогам года с более низкими ставками). Такая же история у нас была с крупнейшими компаниями из-за табачных акцизов, мы им в итоге делали большие доначисления», — сказал Егоров.

В 2017–2019 годах ФНС активно проверяла табачных производителей, выявляя резкий прирост выпуска табачной продукции в четвертом квартале. В этот же период производители старались отгрузить продукцию аффилированным с ними дистрибьюторам: искусственно повышая продажи, компании фиксировали ставки акциза до их повышения с нового года и тем самым снижали налоговую нагрузку.
 
Назад
Сверху