«Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, ар. هيئة تحرير الشام, в переводе — «Организация освобождения Леванта») — это коалиция суннитских исламских группировок, до ноября 2024 года действовавшая преимущественно на северо-западе Сирии в мухафазе (провинции) Идлиб и в некоторых сопредельных ей районах так называемого Большого Идлиба. ХТШ признана террористической организацией и запрещен в России, Турции, Великобритании и ряде других стран, в мае 2018 года была признан иностранной террористической организацией в США. В конце ноября 2024 года ХТШ сыграла ведущую роль в наступлении вооруженной оппозиции, которое привело к падению Дамаска и свержению режима Башара Асада.
Лидер ХТШ — сириец Абу Мухаммед аль-Джулани (настоящее имя — Ахмед аль-Шараа), который начинал карьеру в структурах «Аль-Каиды» (также признана в России террористической организацией и запрещена) в Ираке. С мая 2013 года он фигурирует в списке особо опасных террористов, за информацию о его местонахождении в 2017 году ФБР США объявило награду в размере $10 млн. Формально возглавляет ХТШ с октября 2017 года.
ХТШ была образована в конце января 2017 года в результате объединения ряда воюющих против режима Башара Асада вооруженных группировок. Ее основу составил образованный в конце 2011 года «Джебхат ан-Нусра»* («Фронт победы») — сирийский филиал «Исламского государства в Ираке»*, который позже присягнул «Аль-Каиде»*, а в 2016 году отмежевался от нее и принял название «Джебхат Фатах аш-Шам» («Фронт завоевания Леванта»). В начале следующего года он образовал коалицию ХТШ, в которую вошли группировки «Лива аль-Хакк», «Джебхат Ансар ад-Дин» и «Джейш ас-Сунна», а также радикальная фракция группировки «Ахрар аш-Шам».
В течение 2017-2019 годов ХТШ в ходе операций против неприсоединившихся и покинувших его группировок (в первую очередь «Ахрар аш-Шам» и «Нур ад-Дин аз-Зенки») сумела расширить влияние в Идлибе и к январю 2019 года установила контроль над значительной частью Большого Идлиба. Помимо мухафазы Идлиб, они включали западную часть провинции Алеппо, горную зону Латакии и долину Эль-Габ в северо-западной части мухафазы Хама. Кроме того, ХТШ вела борьбу со спящими ячейками более радикального «Исламского государства»* и с «Аль-Каидой», представленной группировкой «Хуррас ад-Дин». Последняя была в значительной степени уничтожена к июню 2020 года.
Несмотря на попытки восстановить торгово-экономические контакты с официальным Дамаском (в частности, в 2019 году, когда через КПП «Морек» ХТШ начала поставки газа и нефти в подконтрольные Асаду территории Сирии), в целом ХТШ находилась в остро конфронтационных отношениях с режимом Башара Асада. С установлением перемирия в марте 2020 года ХТШ занялась дальнейшей консолидацией власти.
В мае 2022 года ХТШ вступила в переговоры с «Джебхат аш-Шамия» («Левантийский фронт») в составе протурецкой Сирийской национальной армии, однако позже воспользоваласб внутренним конфликтом в СНА для расширения зоны контроля за пределами Идлиба в Северном Алеппо в ходе четырех раундов боевых действий в 2022-2023 годы.
ХТШ публично дистанцировалась от «Аль-Каиды» и стала позиционировать себя национальной сирийской силой, сосредоточенной на вопросах внутреннего управления, распределения гуманитарной помощи и налаживании хозяйственной жизни на территории, где проживало как минимум 1-3 млн человек, не менее половины из которых — беженцы.
В ноябре 2017 года она сформировал так называемое Правительство спасения Сирии (ПСС) из 10 министров (как независимых, так и связанных с ХТШ), которое управляло Идлибом в качестве гражданской администрации. Группировка стремилась позиционировать себя как прагматическую силу и снизить влияние радикалов и иностранных джихадистов.
В управлении территориями ХТШ воздерживалась от насаждения норм шариата в повседневной жизни и в образовательной системе, однако систематически подавляла инакомыслие и расправлялась с политическими противниками и конкурентами. Эти действия вызывали раздражение населения и, в частности, провоцировали протесты, например, в январе 2022 в ряде населенных пунктов Идлиба и Алеппо. Протесты и стихийные демонстрации против правления ХТШ и связанными с ним эпизодами коррупции и преследования диссидентов периодически случались вплоть до осени 2024 года.
В международных отношениях альянс в наибольшей степени поддерживал контакты с Турцией, которая вынуждена была считаться с ХТШ как с наиболее организованной и боеспособной силой на севере Идлиба и которая опосредованно взаимодействовала с ХТШ через группировки протурецкой Сирийской национальной армии. В конце 2017 года ХТШ допустила турецких военных в Идлиб и приняла условия прекращения огня в рамках Астанинского процесса.
Серьезным ограничивающим фактором для ее дальнейшей легализации был статус террористической организации (в США, Великобритании, России, Турции и в других странах), снятия которого группировка добивалась за счет смягчения позиции в официальных коммуникациях и в медиапропаганде, в которой стала делать упор на социальные и гуманитарные проекты, защиту женщин и религиозных меньшинств, а также показательные рейды и задержания лиц, связанных с ИГ и «Аль-Каидой». Для легитимизации власти ХТШ старалась привлекать к управлению независимых политиков, бизнесменов и племенных лидеров. Однако критики обвиняли ХТШ в авторитарном стиле руководства и избыточном давлении на местные советы и другие органы самоуправления.
ХТШ с июля 2017 года контролировала погранпереход с Турцией «Баб эль-Хава», через который в Идлиб поступала значительная часть гуманитарной помощи, продовольствия и прочего потребительского импорта. Предполагается, что контроль над ним приносил ХТШ около $1 млн в год. Налоги и сборы, собираемые на официальных и неофициальных погранпереходах и заставах, составляли основную часть бюджета группировки. Дополнительный контроль над экономикой ХТШ обеспечивали связанные с альянсом банки «Аш-Шам» и «Накд» и нефтяная компания «Ватад».
ХТШ сыграла ключевую роль в наступлении оппозиции на подконтрольные правительству районы, которое началось 27 ноября с операции по взятию Алеппо и спустя 11 дней привело к окружению и сдаче Дамаска и падению режима Башара Асада. В частности, ХТШ занималась подготовкой, организацией и координацией действий союзных группировок в едином командовании операций (ранее — «Аль-Фатх аль-Мубин»), а ее подразделения были задействованы в ходе успешных наступлений на Алеппо, Хомс и Хаму.
ХТШ и связанные с ней политики и структуры рассчитывают сыграть определенную роль в будущем постасадовской Сирии. Главой правительства переходного периода назначен политик Мухаммед аль-Башир, который возглавлял ПСС с января 2024 года, а до этого руководил министерством экономического развития и гуманитарных вопросов.
ХТШ — неоднородное движение, что обусловлено особенностями его появления: объединением ряда идеологически близких группировок преимущественно исламистского толка. В интервью 2020 года его лидер Джулани назвал ХТШ «ситуативным проектом», который «не будет существовать вечно», и признался в отсутствии у ХТШ определенного долгосрочного плана действий. Результаты усилий ХТШ по дерадикализации, унификации и «растворению» в своем составе ранее автономных исламистских группировок остаются дискуссионным вопросом.
В 2018 году ХТШ начала реорганизацию своих военизированных структур в три, а позднее в четыре армии (фактически — дивизии) в составе 12 бригад, в 2022 году дивизионный уровень был упразднен, и силы ХТШ стали состоять из 11 бригад. В разное время вооруженные формирования ХТШ насчитывали от более чем 10 до 30 тыс. боевиков, определенную часть которых составляли иностранцы — уйгуры, таджики, узбеки, выходцы из Северного Кавказа. Помимо этих сил, с ХТШ связаны так называемые Бригады народного сопротивления, состоящие из местных отрядов самообороны и выполняющие полицейские задачи локального уровня на уровне местных советов.
Последние годы ХТШ занималась профессионализацией и упорядочиванием штатно-организационной структуры, наладила систему военного образования через созданную в октябре 2021 года так называемую военную академию в Идлибе, отменила обязательные требования на знание доктринальных и религиозных основ для рекрутов. Помимо «регулярных» частей, в структурах ХТШ появились так называемые «красные повязки» — элитные подразделения, выполняющие роль спецназа. Была усовершенствована система связи, налажена подготовка специалистов по управлению беспилотниками.
В 2019 году ХТШ вместе с союзными группировками СНА было создано оперативное командование «Аль-Фатх аль-Мубин», выступающее в качестве механизма координации с протурецкими силами на случай обострения отношений с Дамаском. Накануне ноябрьского наступления 2024 года его сменила новая структура — Командование военных операций.
Гражданским крылом движения считается ПСС в составе 11 министерств, степень его независимости от ХТШ остается дискуссионной. Ему подчинены специализированные управления — по транспорту, телекоммуникациям, аудиту, кадастровым оценкам и др., с конца 2022 года оно занималось выпуском удостоверений личности. Законодательный орган ПСС — шура — включает 75 человек и выполняет функции квази-парламента. Еще один орган — маджлис аль-ифта — выполняет роль высшего религиозного управления, в структурах ХТШ его функции дублирует шариатский совет. С ХТШ связывают также Силы общей безопасности, формально подотчетные ПСС и его министерству внутренних дел. Они выполняют роль военизированной полиции и политического сыска.
Лидер ХТШ — сириец Абу Мухаммед аль-Джулани (настоящее имя — Ахмед аль-Шараа), который начинал карьеру в структурах «Аль-Каиды» (также признана в России террористической организацией и запрещена) в Ираке. С мая 2013 года он фигурирует в списке особо опасных террористов, за информацию о его местонахождении в 2017 году ФБР США объявило награду в размере $10 млн. Формально возглавляет ХТШ с октября 2017 года.
ХТШ была образована в конце января 2017 года в результате объединения ряда воюющих против режима Башара Асада вооруженных группировок. Ее основу составил образованный в конце 2011 года «Джебхат ан-Нусра»* («Фронт победы») — сирийский филиал «Исламского государства в Ираке»*, который позже присягнул «Аль-Каиде»*, а в 2016 году отмежевался от нее и принял название «Джебхат Фатах аш-Шам» («Фронт завоевания Леванта»). В начале следующего года он образовал коалицию ХТШ, в которую вошли группировки «Лива аль-Хакк», «Джебхат Ансар ад-Дин» и «Джейш ас-Сунна», а также радикальная фракция группировки «Ахрар аш-Шам».
В течение 2017-2019 годов ХТШ в ходе операций против неприсоединившихся и покинувших его группировок (в первую очередь «Ахрар аш-Шам» и «Нур ад-Дин аз-Зенки») сумела расширить влияние в Идлибе и к январю 2019 года установила контроль над значительной частью Большого Идлиба. Помимо мухафазы Идлиб, они включали западную часть провинции Алеппо, горную зону Латакии и долину Эль-Габ в северо-западной части мухафазы Хама. Кроме того, ХТШ вела борьбу со спящими ячейками более радикального «Исламского государства»* и с «Аль-Каидой», представленной группировкой «Хуррас ад-Дин». Последняя была в значительной степени уничтожена к июню 2020 года.
Несмотря на попытки восстановить торгово-экономические контакты с официальным Дамаском (в частности, в 2019 году, когда через КПП «Морек» ХТШ начала поставки газа и нефти в подконтрольные Асаду территории Сирии), в целом ХТШ находилась в остро конфронтационных отношениях с режимом Башара Асада. С установлением перемирия в марте 2020 года ХТШ занялась дальнейшей консолидацией власти.
В мае 2022 года ХТШ вступила в переговоры с «Джебхат аш-Шамия» («Левантийский фронт») в составе протурецкой Сирийской национальной армии, однако позже воспользоваласб внутренним конфликтом в СНА для расширения зоны контроля за пределами Идлиба в Северном Алеппо в ходе четырех раундов боевых действий в 2022-2023 годы.
ХТШ публично дистанцировалась от «Аль-Каиды» и стала позиционировать себя национальной сирийской силой, сосредоточенной на вопросах внутреннего управления, распределения гуманитарной помощи и налаживании хозяйственной жизни на территории, где проживало как минимум 1-3 млн человек, не менее половины из которых — беженцы.
В ноябре 2017 года она сформировал так называемое Правительство спасения Сирии (ПСС) из 10 министров (как независимых, так и связанных с ХТШ), которое управляло Идлибом в качестве гражданской администрации. Группировка стремилась позиционировать себя как прагматическую силу и снизить влияние радикалов и иностранных джихадистов.
В управлении территориями ХТШ воздерживалась от насаждения норм шариата в повседневной жизни и в образовательной системе, однако систематически подавляла инакомыслие и расправлялась с политическими противниками и конкурентами. Эти действия вызывали раздражение населения и, в частности, провоцировали протесты, например, в январе 2022 в ряде населенных пунктов Идлиба и Алеппо. Протесты и стихийные демонстрации против правления ХТШ и связанными с ним эпизодами коррупции и преследования диссидентов периодически случались вплоть до осени 2024 года.
В международных отношениях альянс в наибольшей степени поддерживал контакты с Турцией, которая вынуждена была считаться с ХТШ как с наиболее организованной и боеспособной силой на севере Идлиба и которая опосредованно взаимодействовала с ХТШ через группировки протурецкой Сирийской национальной армии. В конце 2017 года ХТШ допустила турецких военных в Идлиб и приняла условия прекращения огня в рамках Астанинского процесса.
Серьезным ограничивающим фактором для ее дальнейшей легализации был статус террористической организации (в США, Великобритании, России, Турции и в других странах), снятия которого группировка добивалась за счет смягчения позиции в официальных коммуникациях и в медиапропаганде, в которой стала делать упор на социальные и гуманитарные проекты, защиту женщин и религиозных меньшинств, а также показательные рейды и задержания лиц, связанных с ИГ и «Аль-Каидой». Для легитимизации власти ХТШ старалась привлекать к управлению независимых политиков, бизнесменов и племенных лидеров. Однако критики обвиняли ХТШ в авторитарном стиле руководства и избыточном давлении на местные советы и другие органы самоуправления.
ХТШ с июля 2017 года контролировала погранпереход с Турцией «Баб эль-Хава», через который в Идлиб поступала значительная часть гуманитарной помощи, продовольствия и прочего потребительского импорта. Предполагается, что контроль над ним приносил ХТШ около $1 млн в год. Налоги и сборы, собираемые на официальных и неофициальных погранпереходах и заставах, составляли основную часть бюджета группировки. Дополнительный контроль над экономикой ХТШ обеспечивали связанные с альянсом банки «Аш-Шам» и «Накд» и нефтяная компания «Ватад».
ХТШ сыграла ключевую роль в наступлении оппозиции на подконтрольные правительству районы, которое началось 27 ноября с операции по взятию Алеппо и спустя 11 дней привело к окружению и сдаче Дамаска и падению режима Башара Асада. В частности, ХТШ занималась подготовкой, организацией и координацией действий союзных группировок в едином командовании операций (ранее — «Аль-Фатх аль-Мубин»), а ее подразделения были задействованы в ходе успешных наступлений на Алеппо, Хомс и Хаму.
ХТШ и связанные с ней политики и структуры рассчитывают сыграть определенную роль в будущем постасадовской Сирии. Главой правительства переходного периода назначен политик Мухаммед аль-Башир, который возглавлял ПСС с января 2024 года, а до этого руководил министерством экономического развития и гуманитарных вопросов.
ХТШ — неоднородное движение, что обусловлено особенностями его появления: объединением ряда идеологически близких группировок преимущественно исламистского толка. В интервью 2020 года его лидер Джулани назвал ХТШ «ситуативным проектом», который «не будет существовать вечно», и признался в отсутствии у ХТШ определенного долгосрочного плана действий. Результаты усилий ХТШ по дерадикализации, унификации и «растворению» в своем составе ранее автономных исламистских группировок остаются дискуссионным вопросом.
В 2018 году ХТШ начала реорганизацию своих военизированных структур в три, а позднее в четыре армии (фактически — дивизии) в составе 12 бригад, в 2022 году дивизионный уровень был упразднен, и силы ХТШ стали состоять из 11 бригад. В разное время вооруженные формирования ХТШ насчитывали от более чем 10 до 30 тыс. боевиков, определенную часть которых составляли иностранцы — уйгуры, таджики, узбеки, выходцы из Северного Кавказа. Помимо этих сил, с ХТШ связаны так называемые Бригады народного сопротивления, состоящие из местных отрядов самообороны и выполняющие полицейские задачи локального уровня на уровне местных советов.
Последние годы ХТШ занималась профессионализацией и упорядочиванием штатно-организационной структуры, наладила систему военного образования через созданную в октябре 2021 года так называемую военную академию в Идлибе, отменила обязательные требования на знание доктринальных и религиозных основ для рекрутов. Помимо «регулярных» частей, в структурах ХТШ появились так называемые «красные повязки» — элитные подразделения, выполняющие роль спецназа. Была усовершенствована система связи, налажена подготовка специалистов по управлению беспилотниками.
В 2019 году ХТШ вместе с союзными группировками СНА было создано оперативное командование «Аль-Фатх аль-Мубин», выступающее в качестве механизма координации с протурецкими силами на случай обострения отношений с Дамаском. Накануне ноябрьского наступления 2024 года его сменила новая структура — Командование военных операций.
Гражданским крылом движения считается ПСС в составе 11 министерств, степень его независимости от ХТШ остается дискуссионной. Ему подчинены специализированные управления — по транспорту, телекоммуникациям, аудиту, кадастровым оценкам и др., с конца 2022 года оно занималось выпуском удостоверений личности. Законодательный орган ПСС — шура — включает 75 человек и выполняет функции квази-парламента. Еще один орган — маджлис аль-ифта — выполняет роль высшего религиозного управления, в структурах ХТШ его функции дублирует шариатский совет. С ХТШ связывают также Силы общей безопасности, формально подотчетные ПСС и его министерству внутренних дел. Они выполняют роль военизированной полиции и политического сыска.