Иноагенты в России: кто это, понятие, реестр и последствия статуса

  • Автор темы Автор темы z
  • Дата начала Дата начала

z

Administrator
Команда форума
Содержание:

Иноагент
(иностранный агент) — это человек или организация, которые, по мнению властей, получают поддержку из-за рубежа и при этом способны влиять на общественное мнение или политическую ситуацию в стране. В российском законодательстве это понятие впервые появилось в 2012 году в отношении некоммерческих организаций. С 2017 года иноагентами стали признавать СМИ, с 2019 года — физических лиц, с 2020-го — незарегистрированные общественные объединения. Законодательство содержит ряд запретов и ограничений в отношении иноагентов и постоянно ужесточается. В частности, иноагенты не могут получать государственное финансирование, вести просветительскую деятельность среди несовершеннолетних, должны регулярно отчитываться о деятельности и доходах. Многие нормы законодательства об иноагентах критикуются юристами и правозащитниками за ограничения свободы слова и нарушения конституционных прав граждан. Критиковалось и само понятие «иностранный агент» за негативную коннотацию в русском языке.

С декабря 2022-го в российском законодательстве иноагентом считается «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах» и занимающееся при этом «политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространением предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов».

Политическая деятельность, о которой говорится в законе, может заключаться в участии в митингах, публичных обращениях к органам власти, высказывании в соцсетях мнений о политике властей либо финансировании таких действий или вовлечении в них детей.

Под «целенаправленным сбором сведений» в области военной и военно-технической деятельности подразумевается сбор информации, которая может быть использована против безопасности России, если попадет к иностранцам. В 2021 году ФСБ опубликовала приказ, в котором поясняется, какая информация имеется в виду. Список содержит 60 пунктов, в нем упоминаются в том числе оценки и прогнозы развития военно-политической и стратегической обстановки, информация о дислокации, вооружении и численности российской армии, полиции, прокуроров и т. п., сведения о закупках армии. Вся эта информация не относится к государственной тайне, но, как считает ФСБ, другие страны могут использовать ее в ущерб безопасности России.

Термин «иноагент» появился в России в июле 2012 года, когда были приняты «иноагентские» поправки к закону о некоммерческих организациях. Законопроект разработала группа депутатов во главе с Ириной Яровой. По нему этот статус могли получить НКО, которые получают «денежные средства или другое имущество» из-за рубежа и «участвуют в политической деятельности». В Думе его изначально раскритиковала «Справедливая Россия», а в Совете по правам человека (СПЧ) подчеркнули, что инициатива противоречит Конституции, Гражданскому кодексу, некоторым постановлениям ЕСПЧ и Конституционного суда. Несмотря на эти возражения и многочисленные процедурные нарушения, Госдума одобрила проект (уже в первом чтении он получил 323 голоса «за», 4 «против», 1 воздержался). Позже законодательство расширялось, появились понятия СМИ-иноагенты (в 2017 году), физлица-иноагенты (в 2019 году) и незарегистрированных общественных объединений — иноагентов (в 2020).

В 2021 году Нобелевский лауреат главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов (позже был признан Минюстом иноагентом) на заседании дискуссионного клуба «Валдай» обратился к президенту Владимиру Путину с критикой «бессудного» закона об иноагентах и его «размытых» критериев (в частности, он отметил, что не понимает значения слов «получение организационно-методической помощи»). Президент в ответ пообещал, что власти «посмотрят еще раз» на критерии закона об иноагентах: по словам Путина, некоторые его знакомые, которые занимались благотворительностью, тоже жаловались на нечеткость формулировок.

Хронология ужесточения законодательства об иноагентах

2012 год: иноагентами стали признавать некоммерческие организации

2017 год: понятие «иноагент» было расширено на СМИ.

2019 год: статус иноагента стало возможно присваивать физическим лицам.

2022 год: иноагентам запретили вести просветительскую и образовательную деятельность среди несовершеннолетних, организовывать публичные мероприятия, служить в армии по контракту, работать в избиркомах.

2023 год: иноагентам запретили получать от государства финансовую и другую имущественную поддержку, в том числе на творческую деятельность.

Февраль 2024 года: запрещено размещать рекламу на сайтах, в блогах и соцсетях иноагентов, в их блогах, социальных сетях.

Май 2024 года: иноагентам запретили избираться на выборах любого уровня. Депутаты-иноагенты были досрочно лишены мандатов.

Декабрь 2024 года: иноагентов обязали хранить средства от доходов от интеллектуальной деятельности, квартир и вкладов на специальных рублевых счетах.

Изначально для статуса иноагента лицо должно было получать материальную поддержку из-за рубежа. Однако в декабре 2022-го вступил в силу закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», и теперь для того, чтобы попасть в список иноагентов, достаточно «иностранного влияния», то есть материальная поддержка из-за границы перестала быть обязательным условием.

По словам одного из инициаторов этих изменений депутата Андрея Лугового, закон нужно было ужесточить, чтобы иноагентам «было страшно». Некоторые его коллеги сочли законопроект слишком жестким: например, справедливоросс Валерий Гартунг заметил, что по новым правилам «только в лесу на подножном корму не станешь иноагентом». СПЧ, который и прежде критиковал законодательство об иноагентах за размытость формулировок, в отзыве на законопроект 2022 года указал, что документ «фактически необоснованно расширяет возможность признания иноагентами». Членам СПЧ не понравилось и то, что закон ограничивает свободу слова и другие права. Луговой в ответ на критику заверил, что избежать попадания в реестр просто: достаточно иметь «определенную долю патриотизма» и не быть «предателем».

Глава думской комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев заявил, что цель законопроекта — «не запретительная, не репрессивная, а в большей степени информационная», ведь люди имеют право на информацию «об источниках иностранного вмешательства». По словам замминистра юстиции Олега Свириденко, все решения о включении тех или иных лиц в реестр «основаны на юридически подтвержденных фактах».

ЕСПЧ в июне 2022 года по заявлению 73 российских НКО признал закон об иноагентах нарушающим права человека и присудил каждому заявителю компенсацию — €10 тыс. Платить ее российские власти не будут: после выхода страны из Совета Европы Путин подписал законы о неисполнении решений ЕСПЧ.

В феврале 2024 года был принят закон, запретивший размещать рекламу на сайтах иностранных агентов, в их блогах, социальных сетях. В мае того же года иноагентам запретили избираться на выборах любого уровня, а депутатов, признанных иноагентами, лишили полномочий.

В марте 2025-го Госдума подготовила новые меры против иностранных агентов, по которым предполагается наделение этим статусом за поддержку решений международных организаций, включая МУС, в которых не состоит Россия, за помощь в деятельности против безопасности России и вовлечение в сбор военно-технической информации, а также заочно судить иноагентов за фейки об армии и еще по ряду статей.

Как правило, под иностранным влиянием понимают получение поддержки (чаще всего финансовой) или указаний от зарубежного источника. Согласно текущему российскому законодательству, иностранное влияние — это финансовая, организационно-методическая, научно-техническая или любая другая помощь из-за рубежа либо оказание воздействия, «в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами». Правозащитники из СПЧ в отзыве на законопроект в 2022 году указали, что понятие прописано в законе так, что его можно интерпретировать как «любой способ воздействия, который административный орган по своему усмотрению сочтет достаточным».

Минюст неоднократно мотивировал внесение тех или иных лиц в реестр и тем, что они распространяли материалы других иностранных агентов.

В России, как и в США, Грузии и некоторых других странах, где существует статус иноагента, их реестр формируется Министерством юстиции.

С 2020 года ведение реестра иноагентов находится в сфере ответственности бывшего зампредседателя Верховного Суда, а ныне замглавы Минюста Олега Свириденко: он курирует департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния.

Иноагентом может стать человек с любым гражданством, а также российское или зарубежное юридическое лицо с любой формой организации либо даже любая российская или иностранная структура без юридического лица.

Раньше в России было четыре отдельных реестра иноагентов: для НКО, СМИ, физлиц и незарегистрированных объединений. Закон 2022 года объединил их в общий список. Он был впервые опубликован 1 декабря 2022-го, тогда в него внесли 493 организации и лица.

По этому же закону появился еще один реестр — афилированных с иноагентами лиц. Приказ Минюста о его создании появился в конце ноября 2022-го. В него могут включить действующих и бывших сотрудников организаций-иноагентов, а также тех, кто получает на свою политическую деятельность материальную помощь от иноагентов (в том числе через посредников). Этот список — непубличный, но любой гражданин может самостоятельно запросить у Минюста информацию о том, внесен ли он в реестр. В июне 2023-го в этот список внесли 861 человека.

Иноагенты в России не могут:

В 2025 году депутаты подготовили законопроект о полном запрете для иноагентов вести просветительскую работу, в том числе проводить любые семинары, лекции или мастер-классы.

Против иноагентов также вводились ограничения властями некоторых российских регионов. В частности, в ноябре 2024-го псковские власти запретили давать иноагентам субсидии на семена картофеля.

Все иноагенты должны маркировать специальной пометкой все материалы, которые они публикуют в сети или отправляют в другие организации. СМИ, если они упоминают иноагента в своих материалах, тоже должны сопровождать это упоминание пометкой об иноагентском статусе. Власти также обязали музыкальные сервисы маркировать исполнителей-иноагентов. В начале 2025 года депутаты подготовили поправки о наказании для иноагентов за нарушение установленной формы маркировки. Как пояснил депутат Пискарев, некоторые в маркировке используют «антироссийские лозунги, коверкают учрежденную форму в ерническом стиле или даже рекламируют близкие им ресурсы» — если инициативу одобрят, то за это иноагентов будут штрафовать на сумму до 50 тыс. рублей.

Если иноагент после внесения в реестр продолжает заниматься, например, политикой, то ему необходимо открыто об этом сообщать. Учредители, бенефициары и сотрудники организации-иноагента тоже должны знать об этом статусе.

Российские юридические лица, если их признали иноагентами, должны отчитываться в Минюсте о доходах и расходах и о своей работе. Также иноагенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете или российских СМИ отчетность о своей деятельности.

В декабре 2024 года депутаты Госдумы единогласно приняли в третьем чтении законопроект о спецсчете для иноагентов. Он предполагает, что все попавшие в реестр граждане должны хранить доходы от профессиональной деятельности (например, творчества), продажи и сдачи в аренду жилья, а также, например, проценты по вкладам на специальном рублевом счете. Спикер Госдумы Вячеслав Володин объяснил инициативу так: иноагенты «предали» страну, а значит, не должны использовать заработанные в России деньги «против нее». Опрошенные РБК юристы называли принятые нормы неконституционными и указывали, что они могут привести к дискриминации.

Ответственность может быть административная или уголовная. За не сданную вовремя отчетность или отсутствие маркировки иноагентов штрафуют на сумму от 10 тыс. руб. для граждан до 5 млн руб. для юридических лиц — сумма зависит от самого нарушения и от того, сколько раз оно происходило. За злостное нарушение закона могут дать до двух лет лишения свободы. В январе 2025-го в Думе предложили повысить штрафы за неповиновение Минюсту до 500 тыс. руб.

Если организация неоднократно нарушала закон об иноагентах, ее могут ликвидировать. В случае СМИ Роскомнадзор может ограничить доступ к его ресурсам за нарушения.

В едином реестре иноагентов в России к 17 марта 2025 года 953 записи. Среди них:

Полный список публикуется на сайте Минюста и периодически обновляется.

Законы об иноагентах есть в нескольких странах.

Самый старый и известный закон — в США — называется Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act — FARA) и существует с 1938 года. Он был принят для борьбы с нацистской и советской пропагандой, а в годы Холодной войны активно использовался для борьбы с коммунистами. Наиболее резонансной жертвой закона стал афроамериканский активист, писатель и социолог Уильям Эдуард Вёркхардт Дюбуа (1868-1963), которого власти заподозрили в 1951 году в распространении антивоенной литературы в интересах французской НКО. Несмотря на то, что дело изначально было политически мотивированным, а обвинения позже были сняты, репутация Дюбуа была разрушена. Под давлением общественного мнения в 1966 году были приняты поправки, значительные сузившие понятие «иностранного агента» до лиц, действующих по прямому поручению или под руководством иностранных правительств и политических партий. На пике применения FARA в 1987 году число зарегистрированных иностранных агентов достигло 916, а затем резко пошло на спад. Всего в течение 1966-2015 годов было возбуждено семь уголовных дел, в двух из которых обвинения были сняты.

Нарушение закона предусматривает штраф до $250 тыс. или тюремное заключение сроком до пяти лет, нарушение маркировки — штраф до $5 тыс. или до полугода тюрьмы.

В отличие от российского законодательства, по которому в реестр иноагентов теоретически может попасть любой человек или организация «под иностранным влиянием», четкого определения которому в законе нет, в США иноагентами могут признать только тех, кто находится под непосредственным управлением иностранного принципала — правительства, партии, корпорации, ГКО или гражданина. В первую очередь это касается лоббистов, политконсультантов и пиарщиков, которые действуют по поручению других стран. В отдельных случаях иноагентами могут признать и СМИ: так, в 2017 году Минюст США внес в список иноагентов российский телеканал RT America (в 2022-м он перестал существовать).
Еще одно отличие американского закона от российского заключается в том, что в США многие записываются в иноагенты добровольно — например, так поступили представители британского казначейства, чтобы от имени ведомства вести переговоры с американскими чиновниками о цифровом налоге. В российском Минюсте в 2023 году тоже предложили россиянам, чья деятельность подпадает под критерии закона, добровольно подавать заявление на включение в реестр, но пока таких случаев не было.
Как и в России, американские иноагенты должны регулярно отчитываться о финансах (в США — раз в полгода, в России — раз в квартал) и маркировать публикации — иначе им грозит штраф или даже тюремный срок. Но, в отличие от закона в России, FARA не подразумевает ограничений на деятельность иноагентов.

С апреля 2024 года закон об иноагентах существует в Киргизии. Так в киргизских СМИ назвали закон «О внесении изменений в закон «О некоммерческих организациях». Там статус «иностранного представителя» получают юрлица, которые финансируются из-за рубежа и ведут политическую деятельность. Власти объяснили, что реестр нужен, чтобы обеспечить открытость и публичность работы НКО. За несоблюдение закона организацию могут ликвидировать.

После принятия законопроекта в жогорку кенеш (парламенте) в марте 2024 года более 90 НКО обратились к президенту Садыру Жапарову с просьбой ветировать новый закон, поскольку, по их мнению, он может негативно отразиться на работе некоммерческих структур. Обеспокоенность выразили ряд правозащитных организаций, представитель ООН, Евросоюз, Великобритания и ряд других стран.

28 мая 2024-го парламент Грузии принял в третьем и окончательном чтении закон «о прозрачности иностранного влияния», несмотря на наложенное президентом страны Саломе Зурабишвили вето. 3 июня закон подписал спикер парламента Шалва Папуашвили. Он вступил в силу с 1 августа 2024-го. Грузинский закон об иноагентах похож на киргизский: он тоже распространяется лишь на юридических лиц — СМИ и некоммерческих организаций. В случае отказа регистрироваться в качестве иноагентов этим структурам грозят штрафы и арест счетов. Однако политическая деятельность в нем не упоминалась, и стать иноагентом в Грузии может любая НКО или любое СМИ, которые получают более 20% финансирования из-за рубежа. Этот закон не предполагал обязательной маркировки для попавших в реестр организаций.

Принятие этого закона спровоцировала массовые протесты в стране, в том числе у здания парламента в Тбилиси. Против закона выступили более 400 НКО и СМИ, а также ряд оппозиционных сил и политиков, которые сочли его «российским авторитарным инструментом подавления свободы слова». В частности, оппозиция считает его противоречащим законодательству Евросоюза и обязательствам, связанным с членством в международных организациях. Западные правительства потребовали от Грузии переписать или отменить закон, а Венецианская комиссия сочла его антидемократическим. В мае 2024-го Госдеп США ввел визовые ограничения против руководства Грузии.

В марте 2025-го парламент Грузии принял в первом чтении новую версию закона об иноагентах, которая является прямой копией аналогичного американского закона (FARA). За его соблюдением должно следить Антикоррупционное бюро.

С декабря 2018 года в Австралии действует так называемая Схема прозрачности иностранного влияния (Foreign Influence Transparency Scheme, FITS). Она предусматривает регистрацию людей и компаний, действующих от имени иностранных правительств. Ныне в специальном реестре зарегистрировано 132 физических и юридических лица. Среди них — Австралийская академия наук (за содействие научно-исследовательскому сотрудничеству с Малайзией),

В Великобритании действует своя Схема регистрации иностранного влияния (FIRS) — в рамках Закона о национальной безопасности, чья обновленная версия действует с 20 декабря 2023 года. В соответствии с ним подлежат регистрации лица, которые ведут политическую деятельность от имени иностранного правительства: общаются с чиновниками, кандидатами на выборах или членами парламента с целью повлиять на общественную и политическую жизнь королевства.

В Венгрии «закон о защите суверенитета» был принят в декабре 2023 года.

В июне 2024-го французские депутаты приняли закон «против иностранного вмешательства». Он вступит в силу 1 июля 2025 года. Власти создадут «национальный реестр сил влияния», и «представители иностранных интересов», которые занимаются лоббизмом во Франции, должны будут туда записаться. Спонсорами иноагентов французское правительство будет считать правительства стран, которые не входят в Евросоюз, а также любые контролируемые правительствами и политическими партиями таких стран организации. Против закона выступили левые силы и правозащитники, назвав его угрозой свободе слова и гражданским свободам.

Чтобы избавиться от статуса, иноагент должен либо перестать заниматься политической деятельностью или распространять информацию как СМИ, либо доказать, что он уже год не получал никакой помощи из-за рубежа, либо в течение трех месяцев после внесения в реестр вернуть иностранному источнику полученные от него средства и не получать при этом нового зарубежного финансирования.

Кроме того, по закону Минюст снимает статус с умерших людей и ликвидированных организаций. Иными словами, для юрлица один из способов перестать быть иноагентом — это закрыться.

Если вы не согласны с решением, можно подать в Минюст заявление на исключение из реестра. Ведомство проведет проверку и решит, будет вас исключать или нет.

Помимо этого, обжаловать статус иноагента можно через прокуратуру или суд.

Это возможно, но случается крайне редко, а у Минюста остается право оспорить это решение. В 2022 году городской суд Санкт-Петербурга лишил статуса иноагента ВИЧ-сервисный фонд «Гуманитарное действие», но полгода спустя решение отменила вышестоящая инстанция. 18 июля 2023 года Советский районный суд во Владивостоке отменил решение Минюста присвоить статус иноагента журналисту и блогеру Даниилу Губареву. Это стало первым случаем снятия судом статуса иноагента с физлица в российской судебной практике. Впрочем, спустя несколько месяцев апелляционная инстанция постановила вернуть Губарева в реестр.

Подавляющему большинству иноагентов не удается оспорить решение Минюста ни в одной инстанции. Впрочем, обратившись в суд, можно по крайней мере узнать причины своего признания иноагентом: в самом реестре этой информации нет.

Есть несколько категорий юрлиц и людей, которых Минюст России по закону не может признать иноагентами, даже если они получают из-за рубежа деньги:

Да. Впервые Минюст исключил из реестра СМИ-иноагентов двух людей в апреле 2022 года: это специалисты по наблюдению за выборами Аркадий Любарев и Людмила Кузьмина, связанные с движением «Голос» (признано иноагентом). Они подали в Минюст заявления, в которых объяснили, что их не финансируют из-за рубежа, и ведомство с ними согласилось. В марте 2024 года из реестра пропало имя блогера Николая Соболева — годом ранее он получил статус из-за высказываний «против граждан России и спецоперации» на Украине, но он оспорил решение.

Некоторые организации исключали из реестра, потому что они переставали существовать. В июле 2023 года это произошло с Евразийской антимонопольной ассоциацией — первой НКО, которую внесли в реестр иностранных агентов (она просуществовала в статусе иноагента около 10 лет, после чего была ликвидирована).

По данным Минюста на сентябрь 2024 года, из реестра за все время существования этого статуса исключили 209 — или около четверти — лиц, из них 71 — по заявлениям самих иноагентов.
 
Назад
Сверху