К каким последствиям может привести размещение «Орешника» в Белоруссии

  • Автор темы Автор темы z
  • Дата начала Дата начала

z

Administrator
Команда форума
Наличие у России баллистической ракеты средней дальности «Орешник» практически исключает необходимость применять ядерное оружие, заявил 10 декабря президент России Владимир Путин на заседании Совета по правам человека. Отвечая на ремарку об ужесточении российской ядерной доктрины, он сказал, что Москва ее не ужесточает, а совершенствует. «А так по большому счету нам теперь нужно не ядерную доктрину совершенствовать, а «Орешник», потому что, если разобраться, достаточное количество этих современных систем оружия ставит практически на грань отсутствия необходимости применения ядерного оружия», — отметил Путин. По его оценке, Москва ведет себя «достаточно аккуратно по всем направлениям». «Я бы сказал даже — сдержанно, но там, где нужно, проявляем необходимую волю», — уточнил президент.

В тот же день на эту тему высказался президент Белоруссии Александр Лукашенко — по его словам, Москва и Минск планируют развернуть ракетный комплекс в республике во второй половине 2025 года; сейчас вопрос в том, где именно это сделать. «У нас десятка три таких площадок. Вот мы выберем, потому что там минимальное расстояние до объектов поражения должно быть. Разместим и нацелим», — заявил Лукашенко при посещении предприятия ПОЖСНАБ в городе Борисов. Цели Минск будет определять самостоятельно, пообещал Лукашенко, но Москва поможет с эксплуатацией ракеты. «То есть вместе будем нажимать на кнопку, не дай бог, если это нужно. Но цели будем определять мы», — сказал президент Белоруссии.

Лукашенко также заявил, что в республику ввезен «не один десяток штук» ядерных боеголовок. «Я предупредил всех своих врагов, «друзей» и соперников: если только вы наступите на линию государственной границы, ответ будет мгновенным. Я не буду смотреть — ядерное оружие или еще какое-то», — сказал он, добавив, что размещенное в республике тактическое ядерное оружие (ТЯО), «наверное, в пять раз мощнее, чем этот «Орешник».

С просьбой разместить новую российскую систему средней дальности Лукашенко обратился к Путину 6 декабря, на заседании Высшего госсовета Союзного государства в Минске. Здесь президенты подписали постановление «О концепции безопасности Союзного государства» и Договор о гарантиях безопасности. Эти документы опубликованы не были; по словам Путина, в договоре содержатся «взаимные союзнические обязательства по обеспечению обороны, защиты суверенитета, независимости и конституционного строя» двух стран, «целостности и неприкосновенности территории и внешней границы Союзного государства» — для этого предполагается задействовать все имеющиеся средства вплоть до российского тактического ядерного оружия, размещенного в Белоруссии.

В рамках реализации этого документа, отметил Путин, Россия готова разместить в республике и «Орешник». И тогда же провел сравнение этой системы и ядерного оружия: по словам Путина, во-первых, она «бьет не по площадям и добивается результата не за счет своей мощи, а за счет точности»; во-вторых, при групповом применении (к примеру, использовании трех комплексов одновременно) сила удара «Орешника» такая же, как у ядерных ракет; однако он «не заражает местность, не имеет никаких радиационных последствий». Специалисты еще должны проработать технические моменты — определить минимальную дальность «с учетом приоритетов обеспечения безопасности» Белоруссии. «Могу только сразу сказать, специалисты это хорошо понимают: чем меньше дальность, тем больше мощность боевой части», — напомнил Путин 6 декабря.

Опрошенные РБК эксперты сходятся в том, что фактор ядерного оружия играет ключевую роль в случае прямого конфликта между Россией и НАТО. Наличие же эффективного неядерного оружия вроде систем «Орешник» позволяет повысить ядерный порог, считает Николай Соков, ведущий научный сотрудник Венского центра по разоружению и нераспространению (Vienna Center for Disarmament and Non-Proliferation — VCDNP). «Конкретные же сценарии могут варьироваться достаточно широко. В частности, страны НАТО располагают неядерным потенциалом, который превосходит российский. Поэтому в случае выхода эскалации на уровень Россия — НАТО ядерное оружие продолжает оставаться «в игре», хотя вероятность такой эскалации снижается», — сказал РБК эксперт. По его оценке, в контексте конфликта на Украине «вероятность эскалации до ядерного порога минимальна, если вообще существует».

Заявление, что при наличии «Орешника» нет необходимости применять ядерное оружие, связано с тем, что использование оружия массового уничтожения в конфликте на Украине «практически невозможно», отмечает глава проекта «Стратегическое ядерное вооружение России», старший научный сотрудник Института ООН по исследованию проблем разоружения (Женева) Павел Подвиг. «С военной точки зрения такое применение совершенно не оправданно, а попытка его применения в качестве сигнала неизбежно бы вызвала исключительно негативную реакцию не только западных стран, но и тех стран, которые поддерживают Россию, — пояснил РБК эксперт. — Поражающее воздействие системы типа «Орешник», конечно, несравнимо с поражающим действием ядерного оружия, даже при применении его в «достаточном количестве». Вряд ли такая система сама по себе сможет играть существенную роль с точки зрения ее способности нанести военный ущерб. Но ее применение может играть роль сигнала о готовности к дальнейшей эскалации, например при поражении каких-то объектов за пределами Украины».

«Орешник» сам по себе необходимо рассматривать в ядерном контексте, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник. «Такая ракета не может не иметь ядерного варианта. Хотя сейчас об этом публично не говорится, но иметь это в виду всегда следует. Что касается ее мощности в обычном виде, то современные управляемые боевые блоки при применении по таким стационарным объектам, как заводы, склады вооружений, командные пункты, могут давать очень высокую точность и эффективность поражения», — сказал РБК эксперт.

Аналитики исключают вариант, при котором Минск самостоятельно примет решение о применении ядерного оружия. «На то есть много причин, начиная от обязательства России по Договору о нераспространении ядерного оружия не передавать никому контроля за ядерным оружием и кончая практикой обращения с ядерным оружием, принятой в России (равно как и в других государствах — обладателях ядерного оружия). Никто никому контроля за ядерным оружием не передает», — обращает внимание Подвиг. То же касается и «Орешника», — Путин говорил, что эти комплексы находятся на вооружении Российских войск стратегического назначения (РВСН). «Понятно, что применение с территории другой страны потребует консультаций, но условная кнопка все-таки находится в России», — резюмирует Николай Соков.

Белорусские официальные лица прямо говорят: развертывание «Орешника» в республике — ответ на размещение американских ракет в Европе. Об эпизодическом развертывании в 2026 году дальнобойного оружия (дозвуковые крылатые ракеты «Томагавк», зенитные ракеты Standard Missile 6 и разрабатываемое гиперзвуковое оружие) Вашингтон и Берлин сообщили в июле 2024-го. По словам канцлера ФРГ Олафа Шольца, это поможет в том числе и в сдерживании России, где в последнее время произошло «невероятное наращивание вооружений».

Именно в ответ на это развертывание Россия разместит в Белоруссии «Орешник», заявил 7 декабря заместитель начальника белорусского Генштаба Сергей Лагодюк. «Мы получили от своего главнокомандующего задачу: совместно с российскими специалистами наш военно-промышленный комплекс будет и далее развивать это оружие, — сказал он. — Активное участие в этих процессах обусловлено тем, что уже сейчас уровень локализации в этом комплексе наших предприятий очень велик». О «высочайшей локализации» 10 декабря заявил и Лукашенко — по его словам, Белоруссия будет для себя производить пусковые установки, «ну, а ракету бесплатно россияне нам поставят». «Орешник» Минск рассматривает как элемент сдерживания наравне с тактическим ядерным оружием — правда, если его применение «сопряжено с огромной ответственностью», то российская БРСД хоть и мощное, но все же обычное вооружение.

Российские и западные эксперты обращают внимание, что информацию об «Орешнике» и планы разместить его в Белоруссии Москва обнародовала на фоне идущих в Европе дебатов о размещении ракет большей дальности. Вопрос в том, «выживут ли планы» по размещению такого оружия в Германии при администрации Дональда Трампа, которая приступит к своим обязанностям в январе 2025 года, отмечают аналитики британского Королевского объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institute — RUSI). «Хвастливое упоминание возможностей и будущего развития российских БРСД, видимо, было задумано как предупреждение о готовности России вступить в гонку ракетных вооружений; есть ли у нее возможности сделать это — другой вопрос», — рассуждаюют эксперты.

Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович обращает внимание, что разместить «Орешник» в Белоруссии Москва планирует во второй половине 2025 года. «Полагаем, администрации Дональда Трампа отмерили примерно полгода на конструктивное обсуждение нашего моратория», — написал эксперт. Ввести мораторий на размещение РСМД Москва предложила США и их союзникам по НАТО после развала соответствующего соглашения в 2019 году. Брюссель и Вашингтон это предложение отвергли, заявив, что оно «игнорирует реальность». В итоге президент России заявил, что Москва будет придерживаться одностороннего моратория, до тех пор «пока в соответствующих регионах не появятся ракетные вооружения аналогичных классов американского производства».

В развертывании американских и российских ракет сейчас эксперты замечают сходство с ситуацией в Европе конца прошлого века, когда НАТО в ответ на развертывание в европейской части СССР комплексов «Пионер» с БРСД решило разместить в Европе свои БРСД «Першинг-2» и крылатые ракеты «Томагавк»; процесс начался в 1983 году, а в 1987-м СССР и США подписали ДРСМД. «Тут можно усмотреть соответствующие аналогии — американцы уже отмечались развертыванием «Томагавков», правда, пока в рамках учений, — считает Илья Крамник. — Но когда у них появятся баллистические ракеты средней дальности и они их разместят в Европе, это станет повторением ракетного кризиса».
 
Назад
Сверху