КАМАЗ получил 3,8 млрд рублей убытка по РСБУ по итогам 9 месяцев этого года, следует из отчетности производителя. В прошлом году за аналогичный период он зафиксировал прибыль в 15,8 млрд рублей.
Выручка производителя при этом снизилась на 7,5% за январь—сентябрь этого года, до 228,8 млрд рублей.
Совокупный долг компании вырос на 8,9% с начала года, до 352,2 млрд рублей. В нем долгосрочные обязательства по итогам сентября были на уровне 165,3 млрд рублей (+23,7% к концу декабря 2023 года), краткосрочные — составили 186,9 млрд (-1,4%).
В пресс-службе КАМАЗа не стали комментировать финансовые результаты.
Как утверждает источник РБК, знакомый с ситуацией на КАМАЗ, снижение выручки производителя объясняется большим объемом гособоронзаказа (ГОЗ), который исполняется по «особым ценам». «На ГОЗ идут самые популярные машины — полноприводные. На рынке за них можно было бы получить в 1,5-2 раза больше», — отметил собеседник.
Тенденция на ухудшение финансовых результатов КАМАЗа наблюдалась уже по итогам полугодия: чистая прибыль сократилась тогда в 20 раз в годовом выражении. В компании объясняли это эффектом высокой базы: «Позитивные финансовые результаты прошлого года превышали показатели прошлых лет, так как год был не типичным с точки зрения деятельности компании» (цитата по «Интерфаксу»). Кроме того, в этом году на финпоказателях сказался рост ключевой ставки ЦБ, добавляли в компании.
По словам Дмитрия Бабанского, эксперта SBS Consulting, снижение выручки КАМАЗа стало следствием сокращения рынка грузовиков в целом. Так, по итогам 9 месяцев продажи грузовых автомобилей в стране сократились на 12%, до 91,2 тыс. штук, сообщал ранее Минпромторг. В октябре их продажи подросли на 2% год к году, по данным министерства, опубликованным в субботу, 2 ноября. КАМАЗ реализовал в первом полугодии 18,5 тыс. единиц автотехники, что почти на 20% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
В компании также прогнозировали снижение всего рынка грузовиков в этом году на 15–22%, до 105–115 тыс. проданных грузовиков (в 2023 году было реализовано рекордное количество — 135 тыс. штук).
«Основная же причина фиксации убытка, — это, вероятно, обслуживание долга: на фоне роста ставки ЦБ надо больше платить по кредитам», — дополняет Дмитрий Бабанский.
На рекордные показатели КАМАЗа в 2023 году и «возвращение к более стандартным объемам» в этом году указывает и Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам». Также растут производственные затраты, указывает он. «Особенно это касается нового модельного ряда грузовиков К5, требующего более дорогостоящего импортозамещения и комплектующих, что увеличивает себестоимость продукции», — добавляет аналитик. Поставки по гособоронзаказу оказывают двоякое влияние на финансы компании, рассуждает Кабаков. «Стабильные объемы этих заказов поддерживают доходы, однако прибыльность может быть ниже по сравнению с коммерческими заказами. Это особенно заметно в ситуациях, когда ГОЗ ограничивает возможности повышения цен, что в условиях роста издержек снижает маржинальность», — пояснил он.
По мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, поставки по ГОЗ, напротив, влияют «стабилизирующе» на общую ситуацию автопроизводителя. «Увеличение производства по этому показателю поддерживает выручку, что позволяет компенсировать сокращение спроса на внутреннем рынке и поддерживать технологическую базу», — отметил эксперт. Но такой заказ имеет и ограничения. Так как это долгосрочные обязательства перед заказчиком, то требуется поддерживать производственные линии, что не дает возможность развивать другие, более рыночные направления, заключил Жарский.
Выручка производителя при этом снизилась на 7,5% за январь—сентябрь этого года, до 228,8 млрд рублей.
Совокупный долг компании вырос на 8,9% с начала года, до 352,2 млрд рублей. В нем долгосрочные обязательства по итогам сентября были на уровне 165,3 млрд рублей (+23,7% к концу декабря 2023 года), краткосрочные — составили 186,9 млрд (-1,4%).
В пресс-службе КАМАЗа не стали комментировать финансовые результаты.
Как утверждает источник РБК, знакомый с ситуацией на КАМАЗ, снижение выручки производителя объясняется большим объемом гособоронзаказа (ГОЗ), который исполняется по «особым ценам». «На ГОЗ идут самые популярные машины — полноприводные. На рынке за них можно было бы получить в 1,5-2 раза больше», — отметил собеседник.
Тенденция на ухудшение финансовых результатов КАМАЗа наблюдалась уже по итогам полугодия: чистая прибыль сократилась тогда в 20 раз в годовом выражении. В компании объясняли это эффектом высокой базы: «Позитивные финансовые результаты прошлого года превышали показатели прошлых лет, так как год был не типичным с точки зрения деятельности компании» (цитата по «Интерфаксу»). Кроме того, в этом году на финпоказателях сказался рост ключевой ставки ЦБ, добавляли в компании.
По словам Дмитрия Бабанского, эксперта SBS Consulting, снижение выручки КАМАЗа стало следствием сокращения рынка грузовиков в целом. Так, по итогам 9 месяцев продажи грузовых автомобилей в стране сократились на 12%, до 91,2 тыс. штук, сообщал ранее Минпромторг. В октябре их продажи подросли на 2% год к году, по данным министерства, опубликованным в субботу, 2 ноября. КАМАЗ реализовал в первом полугодии 18,5 тыс. единиц автотехники, что почти на 20% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
В компании также прогнозировали снижение всего рынка грузовиков в этом году на 15–22%, до 105–115 тыс. проданных грузовиков (в 2023 году было реализовано рекордное количество — 135 тыс. штук).
«Основная же причина фиксации убытка, — это, вероятно, обслуживание долга: на фоне роста ставки ЦБ надо больше платить по кредитам», — дополняет Дмитрий Бабанский.
На рекордные показатели КАМАЗа в 2023 году и «возвращение к более стандартным объемам» в этом году указывает и Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам». Также растут производственные затраты, указывает он. «Особенно это касается нового модельного ряда грузовиков К5, требующего более дорогостоящего импортозамещения и комплектующих, что увеличивает себестоимость продукции», — добавляет аналитик. Поставки по гособоронзаказу оказывают двоякое влияние на финансы компании, рассуждает Кабаков. «Стабильные объемы этих заказов поддерживают доходы, однако прибыльность может быть ниже по сравнению с коммерческими заказами. Это особенно заметно в ситуациях, когда ГОЗ ограничивает возможности повышения цен, что в условиях роста издержек снижает маржинальность», — пояснил он.
По мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, поставки по ГОЗ, напротив, влияют «стабилизирующе» на общую ситуацию автопроизводителя. «Увеличение производства по этому показателю поддерживает выручку, что позволяет компенсировать сокращение спроса на внутреннем рынке и поддерживать технологическую базу», — отметил эксперт. Но такой заказ имеет и ограничения. Так как это долгосрочные обязательства перед заказчиком, то требуется поддерживать производственные линии, что не дает возможность развивать другие, более рыночные направления, заключил Жарский.