Грузия отказывается от переговоров о вступлении в Евросоюз — это дело она откладывает до конца 2028 года, заявил вечером 28 ноября на специальном брифинге премьер-министр республики Ираклий Кобахидзе. Он также сообщил, что на этот же период Тбилиси отказывается «от любых бюджетных грантов Евросоюза». По словам премьера, к концу 2028 года Грузия будет «должным образом экономически готова» к тому, чтобы в 2030 году войти в ЕС. А пока, заверил Кобахидзе, Тбилиси продолжит выполнять свои обязательства в рамках двустороннего Соглашения об ассоциации (подписано в 2014 году) — за четыре года он планирует выполнить более 90% из них.
«Причем все эти обязательства мы выполним за счет собственного финансирования, без какой-либо финансовой помощи Евросоюза, — пояснил премьер (цитаты по Rustavi 2). — Мы не собираемся вступать в Европейский союз, попрошайничая и стоя на одной ноге, а вступим в Европейский союз достойно, с правильной демократической системой и сильной экономикой». Тбилиси продолжит двигаться в сторону ЕС, но «никому не позволит оставить себя в режиме постоянного шантажа и манипуляций», продолжил Кобахидзе: «Мы должны дать понять соответствующим европейским политикам и бюрократам, начисто лишенным европейских ценностей, что им следует разговаривать с Грузией не с шантажом и оскорблениями, а с достоинством».
Согласно точке зрения правящей в республике партии «Грузинская мечта», к которой принадлежит Кобахидзе, переговоры о вступлении в ЕС Брюссель использует как «инструмент для разделения общества» и тем самым «наносит серьезный ущерб репутации ЕС в Грузии». «Наше сегодняшнее решение предотвратит этот репутационный ущерб ЕС в будущем», — пообещал премьер.
Свое заявление Кобахидзе сделал после того, как парламент Грузии, в котором заседают только депутаты «Мечты» (оппозиционные коалиции в него входить отказались, обвинив правящую партию в фальсификации выборов), утвердил полномочия нового правительства. Депутаты также одобрили внешнеполитическую программу правительства «К Европе только с миром, достоинством и процветанием» (по Civil.ge), в которой говорится, что Грузия продолжит идти по евроатлантическому пути (с 2018 года в ее Конституции прописано стремление в НАТО и ЕС) и намерена восстановить равноправные отношения с США, которые также испортились из-за закона об иноагентах. В документе также утверждается, что «Грузия продолжит свои усилия по началу переговоров» о членстве в ЕС; что до интеграции в НАТО, то Тбилиси проведет на этот счет «активные консультации» с членами альянса. Главный же приоритет кабинета — «мирное восстановление территориальной целостности», то есть объединение с Абхазией и Южной Осетией.
Спикер парламента Шалва Папуашвили при обсуждении программы выразил сомнение в пользе вступления страны в ЕС — по его оценке, оно означало бы уступку суверенитету и экономической свободе. «Стань мы сегодня членом Евросоюза, знаете, сколько свободной торговли придется отменить? Хоть даже с Китаем и многими другими странами-членами СНГ. Знаете, со сколькими странами придется отменить безвизовый режим? С одной стороны стоит интеграция с Евросоюзом, с другой стоит дезинтеграция со многими странами», — заявил он (его цитаты по «Новости — Грузия»).
Папуашвили признал, что в ближайшее время членом ЕС Грузия не станет, и обвинил в этом некоторые государства — члены союза. «Как мы должны надеяться на позитивное решение министра иностранных дел Литвы?! Человек ходит здесь на митинги, с этим мы ничего не поделаем», — заявил Папуашвили.
Речь о том, что в мае 2024 года глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис и его коллеги из Латвии, Эстонии и Исландии приехали в Тбилиси и присоединились к демонстрации против закона об иноагентах, а также выступили перед митингующими, выразив им свою поддержку. После заявления Кобахидзе 28 ноября Ландсбергис снова выразил солидарность с протестующими: «Путь долгий и трудный, но мы знаем, что вы не сдадитесь, поэтому мы тоже не сдадимся», — написал он в соцсети X.
С 28 октября в Тбилиси продолжаются митинги, участники которых отказываются признавать итоги парламентских выборов. Оппозиция и ее сторонники считают, что они фальсифицированы, и требуют нового голосования. После выступления Кобахидзе протестующие перекрыли проспект Руставели, на котором располагается здание парламента. К ним присоединилась президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая обратилась к окружившему митингующих спецназу. «Вы служите России или Грузии? Кому вы принесли клятву? Меня интересует ответ. Вы не отвечаете своему президенту», — приводит ее слова издание «Новости — Грузия».
До этого Зурабишвили встретилась с дипкорпусом и оппозицией, а затем выпустила заявление, в котором назвала действия «Грузинской мечты» конституционным переворотом. «Сегодня завершился марш из Европы в Россию. Все, у кого были сомнения в том, что может существовать другое объяснение, сегодня развеяны», — отметила президент, сообщив, что она обратилась к дипкорпусу, полиции, армии и общественности с призывом к борьбе с действиями нынешней власти. «Сегодня я единственный законный институт в этой стране, единственный законный представитель этой страны, единственный, кто имеет право говорить с миром от имени нашего общества. Я сделаю это и буду здесь до конца, я буду рядом с вами и обществом. Это движение сопротивления», — подчеркнула Зурабишвили.
В ходе протестов в ночь на 29 ноября, по информации грузинского МВД, полиция задержала 43 человека; при столкновениях пострадали 32 сотрудника ведомства, сколько пострадало протестующих, министерство не сообщило. Как сообщает «Новости — Грузия», при разгоне пострадали 15 журналистов — некоторых из них избил спецназ. К утру парламент перешел на «красный уровень» безопасности — даже постоянные сотрудники могли попасть в здание только по спискам.
На заявление Кобахидзе также отреагировали 118 сотрудников грузинского внешнеполитического ведомства. В опубликованном в Facebook (принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской и запрещена) открытом письме они подчеркнули, что их обязанность — защита национальных интересов страны и верность Конституции, что многие годы они много работали ради присоединения к ЕС и НАТО, и что заявление о переносе вступления не соответствует интересам Грузии. Дипломаты не исключили, что возможности войти в евроатлантические структуры стране больше не предоставят. «Без поддержки западных партнеров Грузия остается один на один с угрозами, которые особенно усиливаются на фоне текущих процессов в международной арене и среде безопасности», — заявили подписавшие письмо и указали, что решение правительства противоречит Конституции.
Свою внешнеполитическую программу «Мечта» обнародовала спустя несколько дней после того, как новоизбранный парламент приступил к работе и определил дату президентских выборов. Они пройдут 14 декабря; президента впервые будет избирать избирательная коллегия из 300 членов — депутатов разного уровня и представителей региональной исполнительной власти. 27 ноября «Мечта» назвала своего кандидата на президентскую должность — это бывший игрок сборной Грузии по футболу, депутат парламента от «Мечты» с 2016 года 53-летний Михаил Кавелашвили.
На программу правительства Кобахидзе откликнулись как главы отдельных стран ЕС, так и органы и представители Евросоюза. Европарламент, в частности, принял резолюцию, в которой призвал в течение года провести в Грузии перевыборы под международным контролем, организованные независимой избирательной администрацией. Выборы 26 октября, говорится в резолюции, не были «ни свободными, ни справедливыми», «Грузинская мечта» предприняла откат от демократии, и потому ЕС надо ввести против Грузии санкции и прекратить контакты с грузинскими официальными лицами.
Сразу после выборов Евросоюз, и Европарламент в том числе, не призывал к перевыборам в республике, ограничившись призывом к расследованию предполагаемых фальсификаций. Предполагалось, что в ближайшие недели в Грузию приедет европейская техническая миссия, которая изучит нарушения на избирательных участках; от ее доклада должно было зависеть дальнейшее развитие событий.
Посол Евросоюза в Грузии Павел Герчинский 29 ноября заявил, что теперь очевидно: Тбилиси в ближайшие четыре года будет не заинтересован идти по пути евроинтеграции. «То, что произошло вчера, явно противоречит политике предыдущего правительства Грузии, политике всех предыдущих правительств Грузии. Это также противоречит желаниям подавляющего большинства населения Грузии. Но, конечно же, Грузия — независимая страна, суверенная страна, и именно Грузии решать, хочет ли она идти по пути евроинтеграции», — сказал он (цитата по «Новости — Грузия»). Герчинскй подчеркнул, что ЕС поддерживает грузинский народ и «будет ждать» его.
Президент России Владимир Путин 28 ноября прокомментировал ситуацию в Грузии, не концентрируясь на конкретных решениях ее властей. Он заверил, что «на официальном уровне» Москва в грузинские внутриполитические процессы не вмешивается, а вот западные страны — еще как, и делают они это, по оценке Путина, как раз с помощью неправительственных организаций. «У нас нет с ними отношений, с сегодняшним руководством Грузии, вообще никаких. Но я просто удивлялся их мужеству и характеру, который они проявляли, для того чтобы отстоять свою точку зрения», — сказал российский лидер журналистам после визита в Казахстан, отказавшись при этом как-то оценивать позицию грузинского руководства.
«Причем все эти обязательства мы выполним за счет собственного финансирования, без какой-либо финансовой помощи Евросоюза, — пояснил премьер (цитаты по Rustavi 2). — Мы не собираемся вступать в Европейский союз, попрошайничая и стоя на одной ноге, а вступим в Европейский союз достойно, с правильной демократической системой и сильной экономикой». Тбилиси продолжит двигаться в сторону ЕС, но «никому не позволит оставить себя в режиме постоянного шантажа и манипуляций», продолжил Кобахидзе: «Мы должны дать понять соответствующим европейским политикам и бюрократам, начисто лишенным европейских ценностей, что им следует разговаривать с Грузией не с шантажом и оскорблениями, а с достоинством».
Согласно точке зрения правящей в республике партии «Грузинская мечта», к которой принадлежит Кобахидзе, переговоры о вступлении в ЕС Брюссель использует как «инструмент для разделения общества» и тем самым «наносит серьезный ущерб репутации ЕС в Грузии». «Наше сегодняшнее решение предотвратит этот репутационный ущерб ЕС в будущем», — пообещал премьер.
Свое заявление Кобахидзе сделал после того, как парламент Грузии, в котором заседают только депутаты «Мечты» (оппозиционные коалиции в него входить отказались, обвинив правящую партию в фальсификации выборов), утвердил полномочия нового правительства. Депутаты также одобрили внешнеполитическую программу правительства «К Европе только с миром, достоинством и процветанием» (по Civil.ge), в которой говорится, что Грузия продолжит идти по евроатлантическому пути (с 2018 года в ее Конституции прописано стремление в НАТО и ЕС) и намерена восстановить равноправные отношения с США, которые также испортились из-за закона об иноагентах. В документе также утверждается, что «Грузия продолжит свои усилия по началу переговоров» о членстве в ЕС; что до интеграции в НАТО, то Тбилиси проведет на этот счет «активные консультации» с членами альянса. Главный же приоритет кабинета — «мирное восстановление территориальной целостности», то есть объединение с Абхазией и Южной Осетией.
Спикер парламента Шалва Папуашвили при обсуждении программы выразил сомнение в пользе вступления страны в ЕС — по его оценке, оно означало бы уступку суверенитету и экономической свободе. «Стань мы сегодня членом Евросоюза, знаете, сколько свободной торговли придется отменить? Хоть даже с Китаем и многими другими странами-членами СНГ. Знаете, со сколькими странами придется отменить безвизовый режим? С одной стороны стоит интеграция с Евросоюзом, с другой стоит дезинтеграция со многими странами», — заявил он (его цитаты по «Новости — Грузия»).
Папуашвили признал, что в ближайшее время членом ЕС Грузия не станет, и обвинил в этом некоторые государства — члены союза. «Как мы должны надеяться на позитивное решение министра иностранных дел Литвы?! Человек ходит здесь на митинги, с этим мы ничего не поделаем», — заявил Папуашвили.
Речь о том, что в мае 2024 года глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис и его коллеги из Латвии, Эстонии и Исландии приехали в Тбилиси и присоединились к демонстрации против закона об иноагентах, а также выступили перед митингующими, выразив им свою поддержку. После заявления Кобахидзе 28 ноября Ландсбергис снова выразил солидарность с протестующими: «Путь долгий и трудный, но мы знаем, что вы не сдадитесь, поэтому мы тоже не сдадимся», — написал он в соцсети X.
С 28 октября в Тбилиси продолжаются митинги, участники которых отказываются признавать итоги парламентских выборов. Оппозиция и ее сторонники считают, что они фальсифицированы, и требуют нового голосования. После выступления Кобахидзе протестующие перекрыли проспект Руставели, на котором располагается здание парламента. К ним присоединилась президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая обратилась к окружившему митингующих спецназу. «Вы служите России или Грузии? Кому вы принесли клятву? Меня интересует ответ. Вы не отвечаете своему президенту», — приводит ее слова издание «Новости — Грузия».
До этого Зурабишвили встретилась с дипкорпусом и оппозицией, а затем выпустила заявление, в котором назвала действия «Грузинской мечты» конституционным переворотом. «Сегодня завершился марш из Европы в Россию. Все, у кого были сомнения в том, что может существовать другое объяснение, сегодня развеяны», — отметила президент, сообщив, что она обратилась к дипкорпусу, полиции, армии и общественности с призывом к борьбе с действиями нынешней власти. «Сегодня я единственный законный институт в этой стране, единственный законный представитель этой страны, единственный, кто имеет право говорить с миром от имени нашего общества. Я сделаю это и буду здесь до конца, я буду рядом с вами и обществом. Это движение сопротивления», — подчеркнула Зурабишвили.
В ходе протестов в ночь на 29 ноября, по информации грузинского МВД, полиция задержала 43 человека; при столкновениях пострадали 32 сотрудника ведомства, сколько пострадало протестующих, министерство не сообщило. Как сообщает «Новости — Грузия», при разгоне пострадали 15 журналистов — некоторых из них избил спецназ. К утру парламент перешел на «красный уровень» безопасности — даже постоянные сотрудники могли попасть в здание только по спискам.
На заявление Кобахидзе также отреагировали 118 сотрудников грузинского внешнеполитического ведомства. В опубликованном в Facebook (принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской и запрещена) открытом письме они подчеркнули, что их обязанность — защита национальных интересов страны и верность Конституции, что многие годы они много работали ради присоединения к ЕС и НАТО, и что заявление о переносе вступления не соответствует интересам Грузии. Дипломаты не исключили, что возможности войти в евроатлантические структуры стране больше не предоставят. «Без поддержки западных партнеров Грузия остается один на один с угрозами, которые особенно усиливаются на фоне текущих процессов в международной арене и среде безопасности», — заявили подписавшие письмо и указали, что решение правительства противоречит Конституции.
Свою внешнеполитическую программу «Мечта» обнародовала спустя несколько дней после того, как новоизбранный парламент приступил к работе и определил дату президентских выборов. Они пройдут 14 декабря; президента впервые будет избирать избирательная коллегия из 300 членов — депутатов разного уровня и представителей региональной исполнительной власти. 27 ноября «Мечта» назвала своего кандидата на президентскую должность — это бывший игрок сборной Грузии по футболу, депутат парламента от «Мечты» с 2016 года 53-летний Михаил Кавелашвили.
На программу правительства Кобахидзе откликнулись как главы отдельных стран ЕС, так и органы и представители Евросоюза. Европарламент, в частности, принял резолюцию, в которой призвал в течение года провести в Грузии перевыборы под международным контролем, организованные независимой избирательной администрацией. Выборы 26 октября, говорится в резолюции, не были «ни свободными, ни справедливыми», «Грузинская мечта» предприняла откат от демократии, и потому ЕС надо ввести против Грузии санкции и прекратить контакты с грузинскими официальными лицами.
Сразу после выборов Евросоюз, и Европарламент в том числе, не призывал к перевыборам в республике, ограничившись призывом к расследованию предполагаемых фальсификаций. Предполагалось, что в ближайшие недели в Грузию приедет европейская техническая миссия, которая изучит нарушения на избирательных участках; от ее доклада должно было зависеть дальнейшее развитие событий.
Посол Евросоюза в Грузии Павел Герчинский 29 ноября заявил, что теперь очевидно: Тбилиси в ближайшие четыре года будет не заинтересован идти по пути евроинтеграции. «То, что произошло вчера, явно противоречит политике предыдущего правительства Грузии, политике всех предыдущих правительств Грузии. Это также противоречит желаниям подавляющего большинства населения Грузии. Но, конечно же, Грузия — независимая страна, суверенная страна, и именно Грузии решать, хочет ли она идти по пути евроинтеграции», — сказал он (цитата по «Новости — Грузия»). Герчинскй подчеркнул, что ЕС поддерживает грузинский народ и «будет ждать» его.
Президент России Владимир Путин 28 ноября прокомментировал ситуацию в Грузии, не концентрируясь на конкретных решениях ее властей. Он заверил, что «на официальном уровне» Москва в грузинские внутриполитические процессы не вмешивается, а вот западные страны — еще как, и делают они это, по оценке Путина, как раз с помощью неправительственных организаций. «У нас нет с ними отношений, с сегодняшним руководством Грузии, вообще никаких. Но я просто удивлялся их мужеству и характеру, который они проявляли, для того чтобы отстоять свою точку зрения», — сказал российский лидер журналистам после визита в Казахстан, отказавшись при этом как-то оценивать позицию грузинского руководства.