Расходы федерального бюджета в 2025 году по разделу «Социальная политика» составят 6,88 трлн руб., что почти на 400 млрд, или на 6%, больше, чем закладывалось проектом федерального бюджета (6,49 трлн), внесенным в Госдуму в конце сентября. Также по сравнению с изначальным планом увеличатся расходы по разделу «Национальная экономика», но не так существенно: с 4,355 трлн руб. в проекте бюджета до 4,377 трлн в итоговом документе. Такие данные следуют из обновленного «бюджета для граждан», размещенного Минфином России (РБК изучил документ).
Одновременно в бюджете более чем на 400 млрд руб. (3%) уменьшены планируемые ассигнования на национальную оборону — с 13,491 трлн руб. в проекте бюджета до 13,087 трлн в итоговом документе (закон о бюджете был подписан 30 ноября). Несмотря на это сокращение, раздел «Национальная оборона» в бюджете на 2025 год остается самым высокозатратным. Небольшое снижение расходов — порядка 20 млрд руб. — коснулось нацбезопасности и правоохранительной деятельности: в итоге на этот раздел в 2025 году планируется потратить 3,44 трлн руб. вместо первоначальных 3,46 трлн.
Изменение бюджетных расходов по различным статьям объясняется перераспределением ассигнований в ходе рассмотрения законопроекта о бюджете в Госдуме. В первом чтении утверждаются основные параметры федерального бюджета: доходы, расходы, дефицит. Эти параметры не могут меняться на дальнейших этапах рассмотрения документа, однако расходы внутри разделов могут перераспределяться. Как ранее писал РБК, при рассмотрении бюджета во втором чтении поправками было перераспределено более 8 трлн руб. (включая роспись нераспределенных в первом чтении расходов по нацпроектам). В Минфине тогда поясняли, что значительная часть поправок ко второму чтению касалась оборонной безопасности, в том числе проведения специальной военной операции.
Сопоставить фактически потраченные средства по тематическим разделам в бюджете 2024 года с плановыми ассигнованиями 2025-го невозможно, так как Минфин последние годы не публикует такой информации в части исполнения федерального бюджета. Общие расходы федерального бюджета в 2025 году запланированы на уровне 41,47 трлн руб., тогда как по итогам 2024 года они могут составить 40,58 трлн руб., следовало из оценок Минфина на 27 декабря.
В социальной сфере, как отмечается в опубликованном бюджете для граждан, особое внимание в ближайшие три года уделяется адресной помощи семьям с детьми:
Расходы бюджета на развитие пенсионной системы в 2025 году составят 2,2 трлн руб., в 2026 году — 2,7 трлн руб., в 2027 году — 2,6 трлн руб.
С 1 января 2025 года средний размер страховой пенсии по старости проиндексировали на 7,3%, теперь она составляет 24 059,12 руб. Одинаковое повышение выплаты коснулось неработающих пенсионеров (им пособие индексируют ежегодно) и работающих, для которых это первая индексация с 2015 года. В феврале пособия дополнительно увеличат до уровня фактической инфляции: в середине января Росстат оценит фактическую годовую инфляцию, после чего власти примут решение о дополнительной индексации пенсий до этого уровня, что затронет около 37 млн человек, сообщал министр труда Антон Котяков.
А в 2026 и 2027 годах, как ранее писал РБК, пенсии в России будут проиндексированы дважды в каждому году. В бюджете для граждан уточняется, что в 2026–2027 годах с 1 февраля будет проводиться индексация на уровень инфляции за предыдущий год, а в апреле пенсии будут индексироваться на уровень роста доходов Социального фонда. В 2026 году Минфин прогнозирует рост доходов Социального фонда в 5,5%, в 2027 году — в 4,1%.
По данным Минфина, ко второму чтению проекта бюджета 1,8 трлн руб. на ближайшую трехлетку было перераспределено на финансирование нацпроектов. Согласно опубликованному бюджету для граждан, в 2025 году на финансирование 19 национальных проектов будет потрачено 5,89 трлн руб., в 2026 году — 6,44 трлн, в 2027 году — 6,6 трлн. Больше всего бюджетных расходов пойдут на реализацию нацпроекта «Семья» — 2,83 трлн руб. в 2025 году, 2,88 трлн руб. в 2026 году, 2,84 трлн руб. в 2027 году.
К социальным расходам в расширенном понимании Минфин относит не только раздел «Социальная политика», но и расходы на образование, здравоохранение и физкультуру и спорт. На здравоохранение, согласно бюджету для граждан, в ближайшие три года будет направлено более 5,6 трлн руб., на образование — 4,97 трлн руб. Расходы на физкультуру и спорт составят 202,6 млрд руб. в ближайшие три года. Более 2 млрд руб., в частности, предусмотрены на создание фиджитал-центров в регионах, то есть таких площадок, где можно совмещать занятия классическими видами спорта и киберспортом. Традиционно основная часть финансирования образования и здравоохранения в стране лежит на регионах.
Федеральный бюджет на 2025–2027 годы впервые за последние пять лет «структурно сбалансирован», то есть расходы без учета расходов на обслуживание государственного долга соответствуют базовым нефтегазовым и ненефтегазовым доходам с учетом сальдо бюджетных кредитов.
В 2022–2024 годах бюджет на фоне санкционного давления и адаптации экономики исполнялся со структурным первичным дефицитом: расходы были выше указанной суммы — совокупно более чем на 10 трлн руб. за этот период. К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики, далее — как минимум до 2030 года — дефицитов на структурном первичном уровне не предусмотрено, пояснял Минфин.
В 2025 году, по оценке Минфина, прогнозируется рост доходов до 40,3 трлн руб. с 36,1 трлн руб. в 2024 году, или на 11,6%. В последующие годы продолжится «умеренный рост» доходов федерального бюджета до 41,8 трлн руб. в 2026 году (+3,8% к 2025 году) и 43,1 трлн в 2027 году (+3,1% к 2026 году), следует из опубликованного бюджета для граждан. «По отношению к ВВП доходы увеличатся с 18,4% ВВП в 2024 году до 18,8% в 2025 году, а затем снизятся до 18,1% ВВП в 2026 году и 17,4% ВВП в 2027 году», — отмечается в документе.
Расходы федерального бюджета в 2025 году запланированы на уровне 41,47 трлн руб., в 2026 году — 44,02 трлн руб., в 2027 году — 45,91 трлн руб. В прогнозируемом периоде исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5% ВВП в 2025 году, 0,9% ВВП в 2026 году и 1,1% ВВП в 2027 году. Глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял, что в бюджете на 2025–2027 год важно снижение зависимости от нефти и газа. Ненефтегазовый дефицит (баланс доходов и расходов без учета доходов от нефти и газа), по его словам, должен снизиться с 7,5% ВВП в 2024 году до 5% в 2027 году.
Одновременно в бюджете более чем на 400 млрд руб. (3%) уменьшены планируемые ассигнования на национальную оборону — с 13,491 трлн руб. в проекте бюджета до 13,087 трлн в итоговом документе (закон о бюджете был подписан 30 ноября). Несмотря на это сокращение, раздел «Национальная оборона» в бюджете на 2025 год остается самым высокозатратным. Небольшое снижение расходов — порядка 20 млрд руб. — коснулось нацбезопасности и правоохранительной деятельности: в итоге на этот раздел в 2025 году планируется потратить 3,44 трлн руб. вместо первоначальных 3,46 трлн.
Изменение бюджетных расходов по различным статьям объясняется перераспределением ассигнований в ходе рассмотрения законопроекта о бюджете в Госдуме. В первом чтении утверждаются основные параметры федерального бюджета: доходы, расходы, дефицит. Эти параметры не могут меняться на дальнейших этапах рассмотрения документа, однако расходы внутри разделов могут перераспределяться. Как ранее писал РБК, при рассмотрении бюджета во втором чтении поправками было перераспределено более 8 трлн руб. (включая роспись нераспределенных в первом чтении расходов по нацпроектам). В Минфине тогда поясняли, что значительная часть поправок ко второму чтению касалась оборонной безопасности, в том числе проведения специальной военной операции.
Сопоставить фактически потраченные средства по тематическим разделам в бюджете 2024 года с плановыми ассигнованиями 2025-го невозможно, так как Минфин последние годы не публикует такой информации в части исполнения федерального бюджета. Общие расходы федерального бюджета в 2025 году запланированы на уровне 41,47 трлн руб., тогда как по итогам 2024 года они могут составить 40,58 трлн руб., следовало из оценок Минфина на 27 декабря.
В социальной сфере, как отмечается в опубликованном бюджете для граждан, особое внимание в ближайшие три года уделяется адресной помощи семьям с детьми:
Расходы бюджета на развитие пенсионной системы в 2025 году составят 2,2 трлн руб., в 2026 году — 2,7 трлн руб., в 2027 году — 2,6 трлн руб.
С 1 января 2025 года средний размер страховой пенсии по старости проиндексировали на 7,3%, теперь она составляет 24 059,12 руб. Одинаковое повышение выплаты коснулось неработающих пенсионеров (им пособие индексируют ежегодно) и работающих, для которых это первая индексация с 2015 года. В феврале пособия дополнительно увеличат до уровня фактической инфляции: в середине января Росстат оценит фактическую годовую инфляцию, после чего власти примут решение о дополнительной индексации пенсий до этого уровня, что затронет около 37 млн человек, сообщал министр труда Антон Котяков.
А в 2026 и 2027 годах, как ранее писал РБК, пенсии в России будут проиндексированы дважды в каждому году. В бюджете для граждан уточняется, что в 2026–2027 годах с 1 февраля будет проводиться индексация на уровень инфляции за предыдущий год, а в апреле пенсии будут индексироваться на уровень роста доходов Социального фонда. В 2026 году Минфин прогнозирует рост доходов Социального фонда в 5,5%, в 2027 году — в 4,1%.
По данным Минфина, ко второму чтению проекта бюджета 1,8 трлн руб. на ближайшую трехлетку было перераспределено на финансирование нацпроектов. Согласно опубликованному бюджету для граждан, в 2025 году на финансирование 19 национальных проектов будет потрачено 5,89 трлн руб., в 2026 году — 6,44 трлн, в 2027 году — 6,6 трлн. Больше всего бюджетных расходов пойдут на реализацию нацпроекта «Семья» — 2,83 трлн руб. в 2025 году, 2,88 трлн руб. в 2026 году, 2,84 трлн руб. в 2027 году.
К социальным расходам в расширенном понимании Минфин относит не только раздел «Социальная политика», но и расходы на образование, здравоохранение и физкультуру и спорт. На здравоохранение, согласно бюджету для граждан, в ближайшие три года будет направлено более 5,6 трлн руб., на образование — 4,97 трлн руб. Расходы на физкультуру и спорт составят 202,6 млрд руб. в ближайшие три года. Более 2 млрд руб., в частности, предусмотрены на создание фиджитал-центров в регионах, то есть таких площадок, где можно совмещать занятия классическими видами спорта и киберспортом. Традиционно основная часть финансирования образования и здравоохранения в стране лежит на регионах.
Федеральный бюджет на 2025–2027 годы впервые за последние пять лет «структурно сбалансирован», то есть расходы без учета расходов на обслуживание государственного долга соответствуют базовым нефтегазовым и ненефтегазовым доходам с учетом сальдо бюджетных кредитов.
В 2022–2024 годах бюджет на фоне санкционного давления и адаптации экономики исполнялся со структурным первичным дефицитом: расходы были выше указанной суммы — совокупно более чем на 10 трлн руб. за этот период. К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики, далее — как минимум до 2030 года — дефицитов на структурном первичном уровне не предусмотрено, пояснял Минфин.
В 2025 году, по оценке Минфина, прогнозируется рост доходов до 40,3 трлн руб. с 36,1 трлн руб. в 2024 году, или на 11,6%. В последующие годы продолжится «умеренный рост» доходов федерального бюджета до 41,8 трлн руб. в 2026 году (+3,8% к 2025 году) и 43,1 трлн в 2027 году (+3,1% к 2026 году), следует из опубликованного бюджета для граждан. «По отношению к ВВП доходы увеличатся с 18,4% ВВП в 2024 году до 18,8% в 2025 году, а затем снизятся до 18,1% ВВП в 2026 году и 17,4% ВВП в 2027 году», — отмечается в документе.
Расходы федерального бюджета в 2025 году запланированы на уровне 41,47 трлн руб., в 2026 году — 44,02 трлн руб., в 2027 году — 45,91 трлн руб. В прогнозируемом периоде исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5% ВВП в 2025 году, 0,9% ВВП в 2026 году и 1,1% ВВП в 2027 году. Глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял, что в бюджете на 2025–2027 год важно снижение зависимости от нефти и газа. Ненефтегазовый дефицит (баланс доходов и расходов без учета доходов от нефти и газа), по его словам, должен снизиться с 7,5% ВВП в 2024 году до 5% в 2027 году.