В Грузии пройдут выборы президента с единственным кандидатом

  • Автор темы Автор темы z
  • Дата начала Дата начала

z

Administrator
Команда форума
14 декабря в Грузии пройдут выборы президента. Впервые главу государства будут выбирать не прямым всеобщим голосованием — это сделает Избирательная коллегия, в которую входят 300 человек. Выборы пройдут в парламенте Грузии с 9:00 до 14:00 по местному времени.

В Избирательную коллегию входят 150 депутатов однопалатного парламента, 20 представителей Абхазской автономной республик, 21 — Аджарской, а также 109 членов органов местного самоуправления (сакребуло), которых, согласно квотам Центризбиркома, выдвигают грузинские политические партии. Согласно решению ЦИК, на этих выборах квоты распределены следующим образом.

Для назначения на президентский пост кандидат должен получить две трети голосов коллегии. По подсчетам Sputnik Грузия, у правящей «Грузинской мечты» в этом органе 211 голосов из 300; таким образом, победа ее кандидата гарантирована. Оппозиция уже заявила, что не признает результаты этих выборов (как она не признала итоги октябрьских выборов в парламент, в результате которых «Мечта» получила большинство в 89 мест). В своем заявлении четыре оппозиционных движения — «Коалиция за перемены», «Единство — Национальное движение», «Сильная Грузия», «Гахария за Грузию», которые получили места в парламенте, но отказались в нем работать, — назвали единственным легитимным представителем Грузии ее уходящего президента Саломе Зурабишвили, которая активно поддерживает оппозицию в противостоянии с «Грузинской мечтой».

«Нелегитимный парламент не имеет полномочий избирать президента — таким образом, Саломе Зурабишвили остается президентом Грузии, главнокомандующим Силами обороны и высшим представителем страны во внешних отношениях», — говорится в заявлении. Единственный выход из политического кризиса в республике, по мнению четырех партий, — «новые, свободные и справедливые» парламентские выборы. Они также рассчитывают на поддержку международных партнеров и ждут от них «эффективных и решительных шагов».

В этих выборах участвует один кандидат — выдвиженец «Грузинской мечты», депутат парламента с 2016 года 53-летний Михаил Кавелашвили. Он бывший футболист, игравший за сборную Грузии, тбилисское «Динамо», «Манчестер Сити», «Спартак-Аланию» и завершивший спортивную карьеру в 2006 году. При этом в 2022 году Кавелавшили вышел из «Грузинской мечты» и стал сооснователем движения «Сила народа», которая сформировала свою парламентскую группу и вошла в парламентское большинство. Эта группа выступала с антизападными заявлениями, а в 2023 году выдвинула резонансный законопроект об иноагентах, который спустя год, несмотря на массовые протесты, был принят. В 2024 году «Сила народа» стала политической партией, а Кавелашвили занял пост ее политического секретаря. В парламент в ходе выборов этого года он прошел по партийному списку «Мечты», в который были включены в том числе и кандидаты от «Силы народа».

27 ноября 2024 года Кавелашвили был выдвинут в президенты от «Грузинской мечты». Основатель и почетный председатель партии Бидзина Иванишвили, представляя кандидата, заявил, что «еще до начала своей политической деятельности Кавелашвили всегда бескомпромиссно выражал свою принципиальную позицию по всем важным для страны вопросам». «Он по своей природе, если хотите, по своему хабитусу — лучшее воплощение грузинского мужчины. Он замечательный муж и отец четверых детей», — отметил Иванишвили (цитата по JAMnews).

Кавелашвили в ответ сказал, что гордится тем, что «в такую сложную, ответственную эпоху мне доведется защищать» Грузию вместе с Иванишвили. В своем первом программном заявлении он подчеркнул, что собирается «вернуть институт президента в конституционные рамки» и что видит себя «надпартийным объединителем общества». «Объединение общества должно произойти вокруг национальных интересов, идентичности, ценностей и независимости Грузии», — добавил Кавелашвили, обвинив затем неких недоброжелателей республики в том, что они «разжигают и усиливают поляризацию и радикализацию в стране» (цитата по «Новости — Грузия»).

Зурабишвили, чьи полномочия истекают 16 декабря, заявила, что нелегитимный парламент не может избрать нового президента. «Следовательно, не может быть инаугурации, и мой мандат продолжается до тех пор, пока не будет законно избранного парламента, который законно выберет того, кто должен меня заменить», — сказала она 30 ноября. Ее заявления прозвучало в разгар масштабных уличных протестов, которые начались после того, как премьер-министр республики Ираклий Кобахидзе объявил о том, что власти откладывают до 2028 года и так замороженные переговоры с Евросоюзом и отказываются от его помощи.

13 декабря подконтрольный «Мечте» парламент принял закон, который лишает президента госохраны после истечения его полномочий (раньше глава государства, премьер-министр и спикер парламента могли пользоваться ее услугами еще как минимум год; теперь же, если, по оценке Конституционного суда, бывшее должностное лицо нарушает Конституцию или совершает преступление, ему в этом праве отказывают).

За 12 лет, что «Мечта» находится у власти, у Грузии было два президента — Георгий Маргвелашвили (2013-2018 гг.) и Саломе Зурабишвили (с 2018 года). С обоими в начале президентства у партии были рабочие отношения, которые потом портились. Маргвелашвили, который изначально был выдвиженцем «Мечты», к концу своего срока перешел в оппозицию — в частности, он выступал против инициированных «Мечтой» поправок в Конституцию и наложил на них вето, которое парламент преодолел.

Зурабишвили также пришла к власти в 2018 году при поддержке правящей партии. Но затем она все чаще и чаще выступала с критикой «Мечты», заявляя, что та ведет «вражескую и необдуманную политику». Разногласия в итоге переросли в открытый конфликт: в 2023 году «Мечта» инициировала импичмента Зурабишвили, но для него не хватило голосов.

Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов обращает внимание на то, что после выборов 2013 года Грузия «подарила миру феномен «оппозиционных президентов». «Заметим, что оба «оппозиционера» в президентской тоге избирались при полной поддержке со стороны правящей партии. Так что по поводу перспектив Михаила Кавелашвили находиться в вечной тени не был бы столь уверен», — заключает эксперт.
 
Назад
Сверху