Минцифры и Роскомнадзор начали обсуждать возможную блокировку голосовых вызовов в мессенджерах из-за роста активности мошенников, рассказали «Коммерсанту» два источника в операторах связи и собеседник на телеком-рынке
Они уточнили, что сейчас рассматривается два сценария: блокировка голосового трафика только из-за границы и полный запрет на голосовые звонки в мессенджерах. Собеседник газеты на телеком-рынке добавил, что «голосовые вызовы в мессенджерах могут быть заблокированы только на уровне Роскомнадзора, это не вопрос операторов».
По оценке «МегаФона», в настоящее время доля мошеннических звонков в мессенджерах составляет около 40%, тогда как три года назад этот показатель не превышал 1%. По данным центра противодействия кибермошенничеству компании «Информзащита», около 70% мошеннических звонков в мессенджерах поступает из-за границы.
«Сейчас предотвращение мошеннических звонков через мессенджеры может осуществляться только на уровне дополнительных приложений в смартфоне абонента. Для этого абонент сам должен предоставить этим приложениям разрешение на доступ к мессенджерам в своем устройстве. Для более эффективной борьбы требуется активное вовлечение владельцев мессенджеров в решение проблемы», — сообщили «Ъ» в «МегаФоне».
О том, что власти могут ограничить возможность звонков через мессенджеры без проверки номеров стало известно в начале лета. Начальник управления контроля и надзора в сфере связи Роскомнадзора Максим Прыткин тогда указал на необходимость разработать в отношении таких звонков механизм взаимодействия операторов связи с владельцами социальных сетей, менеджеров и различных приложений, где в качестве идентификатора пользователями этих ресурсов используется номер телефона. «Полагаем, что для тех мессенджеров, которые откажутся от проверки достоверности номеров совместно с операторами связи, возможно применение мер по запрету совершения через них голосовых вызовов на территории нашей страны», — сообщал он.
В конце октября уже глава Роскомнадзора Андрей Липов в кулуарах конференции «Спектр-2024» рассказал, что власти могут разработать комплекс требований к иностранными мессенджерам для возможности блокировки мошеннических звонков. «Мессенджер должен будет дать возможность гражданину самостоятельно ограничить принятие тех или иных звонков: из-за границы или не из его записной книжки», — привел он пример. В таком случае Роскомнадзор сможет вводить временные запреты на все звонки через ту или иную платформу до выполнения этих требований. «Условно говоря — пока не выполнил, звонить через тебя не смогут. Это отдельное регулирование, которое нужно продумывать. Оно на полях форума будет дополнительно обсуждаться», — добавил Липов.
В 2024 году мошенники стали чаще обзванивать российских граждан через мессенджеры, ущерб населения от телефонных мошенников достиг почти 250 млрд руб., говорил в сентябре председатель правления Сбербанка Станислав Кузнецов. «И если этот тренд сохранится, мы не исключаем, что эта цифра может достигнуть по итогам 24-го года 300 миллиардов», ― сказал он тогда.
Они уточнили, что сейчас рассматривается два сценария: блокировка голосового трафика только из-за границы и полный запрет на голосовые звонки в мессенджерах. Собеседник газеты на телеком-рынке добавил, что «голосовые вызовы в мессенджерах могут быть заблокированы только на уровне Роскомнадзора, это не вопрос операторов».
По оценке «МегаФона», в настоящее время доля мошеннических звонков в мессенджерах составляет около 40%, тогда как три года назад этот показатель не превышал 1%. По данным центра противодействия кибермошенничеству компании «Информзащита», около 70% мошеннических звонков в мессенджерах поступает из-за границы.
«Сейчас предотвращение мошеннических звонков через мессенджеры может осуществляться только на уровне дополнительных приложений в смартфоне абонента. Для этого абонент сам должен предоставить этим приложениям разрешение на доступ к мессенджерам в своем устройстве. Для более эффективной борьбы требуется активное вовлечение владельцев мессенджеров в решение проблемы», — сообщили «Ъ» в «МегаФоне».
О том, что власти могут ограничить возможность звонков через мессенджеры без проверки номеров стало известно в начале лета. Начальник управления контроля и надзора в сфере связи Роскомнадзора Максим Прыткин тогда указал на необходимость разработать в отношении таких звонков механизм взаимодействия операторов связи с владельцами социальных сетей, менеджеров и различных приложений, где в качестве идентификатора пользователями этих ресурсов используется номер телефона. «Полагаем, что для тех мессенджеров, которые откажутся от проверки достоверности номеров совместно с операторами связи, возможно применение мер по запрету совершения через них голосовых вызовов на территории нашей страны», — сообщал он.
В конце октября уже глава Роскомнадзора Андрей Липов в кулуарах конференции «Спектр-2024» рассказал, что власти могут разработать комплекс требований к иностранными мессенджерам для возможности блокировки мошеннических звонков. «Мессенджер должен будет дать возможность гражданину самостоятельно ограничить принятие тех или иных звонков: из-за границы или не из его записной книжки», — привел он пример. В таком случае Роскомнадзор сможет вводить временные запреты на все звонки через ту или иную платформу до выполнения этих требований. «Условно говоря — пока не выполнил, звонить через тебя не смогут. Это отдельное регулирование, которое нужно продумывать. Оно на полях форума будет дополнительно обсуждаться», — добавил Липов.
В 2024 году мошенники стали чаще обзванивать российских граждан через мессенджеры, ущерб населения от телефонных мошенников достиг почти 250 млрд руб., говорил в сентябре председатель правления Сбербанка Станислав Кузнецов. «И если этот тренд сохранится, мы не исключаем, что эта цифра может достигнуть по итогам 24-го года 300 миллиардов», ― сказал он тогда.