Власти предложили «рычаг понуждения» для компаний с теневой занятостью

  • Автор темы Автор темы z
  • Дата начала Дата начала

z

Administrator
Команда форума
Власти предложили расширить перечень оснований, по которым контрольные органы могут назначать выездные проверки соблюдения трудового законодательства. С такой инициативой вышел Минтруд, следует из письма от 19 февраля директора департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александра Вдовина на имя заместителя руководителя Аналитического центра при правительстве Михаила Прядильникова (есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документа).

В письме указано, что Минтруд предложил дополнить существующий перечень индикаторов риска в сфере трудового права. Такие индикаторы являются инструментом рискориентированного подхода к контролю за бизнесом — сам по себе индикатор нарушением не является, но указывает контрольно-надзорному органу на высокую вероятность нарушения, и эту информацию надо проверить. Хотя в настоящий момент действует мораторий на проведение внеплановых проверок, объекты, в отношении которых выявлены индикаторы риска, являются исключением, поясняли РБК эксперты.

Минтруд считает, что индикаторы риска следует расширить следующим пунктом:

Инициатива будет рассмотрена подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при правительственной комиссии по проведению административной реформы, следует из письма.

Новый индикатор поможет повысить эффективность работы по противодействию нелегальной занятости, рассчитывают в Минтруде. «В случае расширения индикаторов риска информация, выявленная межведомственными комиссиями, может быть направлена на рассмотрение в Роструд для принятия мер уже в рамках осуществления трудового надзора. Инспекция после проведения оценки полученной информации будет вправе по согласованию с прокуратурой провести проверку», — заявили там РБК.

Ранее на проблему отсутствия у межведомственных комиссий «рычагов понуждения» в отношении работодателей с признаками теневой занятости указывал директор департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России Михаил Кирсанов. «Работодателей, в отношении которых выявлены признаки нелегальной занятости, заслушивают на заседании комиссии. Конечно, реальные рычаги понуждения сейчас отсутствуют — если нарушитель не является на комиссию и уклоняется от исполнения решений», — отмечал он.

Ведомство не в первый раз выходит с инициативой расширить перечень индикаторов риска. Как ранее писал РБК, внести корректировки в этот список Минтруд предлагал в августе 2024 года, однако тогда проектируемые изменения были более масштабными и касались размера заработных плат на предприятиях, количества работников, работы с самозанятыми. Изменения вступили в силу в январе 2025 года, среди новых индикаторов теневой занятости — начисление зарплаты ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) 60 и более работникам (если их доля составляет более 50%); неснижение численности сотрудников при сокращении фонда оплаты труда на 80% и более; сотрудничество более чем с 35 самозанятыми при соблюдении ряда дополнительных условий и т.д.

Применение индикаторов риска в надзорной деятельности позволяет восстанавливать трудовые права граждан, не дожидаясь обращений работников, уточнили в Минтруде. По данным ведомства, благодаря их срабатыванию в 2024 году была выплачена задержанная зарплата на сумму свыше 345 млн руб.

РБК направил запросы в Минэкономразвития и Аналитический центр при правительстве.

Предлагаемые нововведения по смыслу распадаются на две части, считает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Первая касается того, что протокол межведомственной комиссии о нарушениях будет индикатором риска, то есть основанием для проведения внеплановой проверки. Это усиливает значимость таких комиссий, так как сейчас, согласно официальным источникам, протоколы комиссий являются поводом только для «рассмотрения вопроса о проведении контрольных (надзорных) мероприятий», то есть формальная связь между проверкой и информацией, поступившей от комиссии, отсутствует.

Кроме того, ситуацию осложняет мораторий на внеплановые проверки, из-под которого выведена только налоговая служба — орган, не профилирующийся на трудовом законодательстве, говорит Сафонов. Например, налоговая не анализирует такие документы, как штатное расписание, положение об оплате труда, табель учета рабочего времени — а именно они зачастую дают понимание, что происходит на самом деле, есть ли переквалификация трудовых отношений в самозанятость и другие нарушения такого рода, указывает эксперт.

Предлагаемое расширение перечня закрепит уже предусмотренный нормативный механизм реагирования на выявленные комиссией нарушения и устранит правовой пробел, солидарна старший юрист Orchards Александра Мурашова. При этом Роструд в ряде случаев может инициировать внеплановую проверку и без выявления индикаторов риска, обращает внимание она. Например, проверка может быть проведена по решению руководителя службы или ее территориального органа в ситуации, если от сотрудников компании поступила информация о массовых нарушениях трудовых прав или невыплате зарплаты.

Эксперт отмечает, что нововведение идет в тренде «придания комиссиям большей значимости». В частности, она сослалась на постановление Совета Федерации, которым Минтруду рекомендовалось представить предложения по усилению ответственности работодателей при выявлении фактов нелегальной занятости — в том числе на основании обращений межведомственных комиссий, а также расширения перечня информации, который комиссии вправе запрашивать у госорганов.

Вторая часть нововведения касается взаимодействия с бизнесом, указывает Сафонов. По его словам, сегодня, если комиссия подозревает нарушения в компании, она вызывает ее представителя, чтобы он мог объясниться, при этом с формальной точки зрения бизнес не обязан приходить, за игнорирование предписаний комиссии никакой ответственности нет. «Можно предположить, что бизнес не воспринимает межведомственные комиссии всерьез и зачастую пропускает заседания», — замечает эксперт.

Усиление значимости решений комиссий стимулирует компании идти на контакт и защитит добросовестный бизнес. «Если у них на самом деле все нормально, зачем возбуждать проверку?» — рассуждает эксперт. А если компания уклоняется от заседания комиссии, возможно, ей действительно есть что скрывать, резюмирует Сафонов.

Комиссии заработали во всех регионах, и представители бизнеса в лице в том числе «Опоры России» активно вовлечены в их деятельность, сказал РБК глава объединения Александр Калинин. По его словам, предлагаемый Минтрудом индикатор «звучит не так страшно», однако его введение еще не обсуждалось с бизнесом. Калинин отмечает, что выступает против необоснованных проверок и поддерживает максимальное внедрение рискориентированного подхода. При этом, считает глава «Опоры России», у властей есть много других возможностей по снижению уровня теневой занятости — например, введение режима АвтоУСН во всех регионах страны (пока его ввели только 58 регионов) и расширение эксперимента с нулевым НДС на охранные предприятия и клининг.
 
Назад
Сверху