В ходе переговоров с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым в Москве 1 ноября глава МИД КНДР Цой Сон Хи впервые официально подтвердила оказание Пхеньяном помощи Москве в военном конфликте на Украине. «С самого начала специальной военной операции уважаемый товарищ председатель государственных дел Ким Чен Ын дал указание, чтобы мы, ни на кого не оглядываясь, неизменно и мощно поддерживали и оказывали помощь российской армии и российскому народу в их священной войне, — сказала она. — Мы еще раз заверяем, что до победного дня мы всегда будем твердо стоять рядом с нашими российскими товарищами». По оценке Цой, двусторонние связи вышли на уровень «непобедимого боевого товарищества» и «стратегических отношений со столетней перспективой».
Лавров, открывая переговоры, также отметил, что отношения между двумя странами вышли на «качественно новый уровень» благодаря подписанию Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, в котором содержится положение об оказании военной помощи. «Налажены очень тесные контакты между военными двух стран и по линии служб безопасности, это тоже позволяет решать практически значимые и важные для безопасности наших и ваших граждан задачи», — сказал российский министр.
Ни одна из сторон не уточнила, в чем именно заключается сотрудничество и как конкретно власти КНДР помогают российской армии.
Предполагаемую отправку северокорейских военных в Россию ранее комментировал и российский лидер. На пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Казани Путин, отвечая на вопрос журналистов NBC о фотографиях, на которых якобы запечатлена транспортировка военнослужащих, назвал спутниковые снимки «серьезной вещью» и отметил, что «если есть снимки, значит, они что-то отражают», а также добавил, что Москва никогда не сомневалась в серьезном отношении Пхеньяна к выполнению ст. 4 договора о взаимной военной помощи. «Но что и как мы будем делать — это уже наше дело, в рамках этой статьи. Сначала нужно провести соответствующие переговоры по поводу имплементации ст. 4 этого договора, но мы в контакте с нашими северокорейскими друзьями и посмотрим, как будет развиваться этот процесс», — заключил Путин.
На протяжении последних недель российские и северокорейские власти официально не подтверждали ни сам факт, ни обсуждение возможной переброски северокорейского военных в зону боевых действий. Но при этом стороны подчеркивали, что если и придут к такому решению, то оно будет полностью соответствовать международному праву.
Первые сообщения о том, что КНДР могла направить своих военных в зону боевых действий, появились еще в начале октября. Сначала об этом заявили украинские разведслужбы, позднее эту информацию сообщила и Национальная разведывательная служба Южной Кореи, опубликовав спутниковые снимки, на которых, по утверждению ведомства, запечатлена переброска 1,5 тыс. северокорейских спецназовцев во Владивосток на борту десантных кораблей и фрегатов российского Тихоокеанского флота.
23 октября США и НАТО впервые заявили о наличии у них данных, подтверждающих переброску военных подразделений КНДР в Россию. Координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что, по имеющимся у Вашингтона данным, КНДР перебросила по меньшей мере 3 тыс. военнослужащих из северокорейского Вонсана во Владивосток. 29 ноября в Минобороне США заявили, что, по их данным, на территории России находится уже 10 тыс. военнослужащих из КНДР, которые проходят боевую подготовку в восточной части России для того, чтобы «в течение следующих нескольких недель» примкнуть к российским военным. Представитель Пентагона Сабрина Сингх также сообщила о наличии информации о прибытии первых северокорейских военных.
31 октября заместитель постоянного представителя США при ООН Роберт Вуд заявил на заседании Совета Безопасности ООН о нахождении 8 тыс. военнослужащих из Северной Кореи в Курской области. «У меня очень уважительный вопрос к моему российскому коллеге: Продолжает ли Россия утверждать, что в России нет войск КНДР?» — приводит его слова Reuters. Как сообщает агентство, находившийся в зале заседаний представитель России не стал отвечать на этот вопрос.
Госсекретарь США Энтони Блинкен, в тот же день участвовавший в переговорах глав внешнеполитических и оборонных ведомств Соединенных Штатов и Южной Кореи в формате «2+2», также заявил об отправке 8 тыс. из 10 тыс. северокорейских военных, находящихся в России, в Курскую область. «Мы еще не видели, чтобы эти войска участвовали в боевых действиях против украинских сил, но мы ожидаем, что это произойдет в ближайшие дни. Россия обучает солдат из КНДР работе с артиллерией, беспилотными летательными аппаратами, основным пехотным операциям, включая расчистку траншей, что указывает на их полное намерение использовать эти силы в операциях на передовой», — сказал американский дипломат. Глава Пентагона Ллойд Остин, в свою очередь, предупредил, что если северокорейские военные примут участие в боевых действиях, то станут «легитимными военными целями».
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, выступая на заседании Совета Безопасности ООН 30 октября, подчеркнул, что военное сотрудничество Москвы и Пхеньяна не нарушает международное право, а также «не направлено против третьих стран и не представляет никакой угрозы для государств региона или международного сообщества». «Мы намерены развивать это сотрудничество и впредь, и никто не может нам это запретить», — заявил он.
Заведующий Центром российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая, до мая 2024 года состоявший в Группе экспертов ООН по мониторингу санкций в отношении КНДР, также указал на отсутствие на данном этапе каких-либо фактов, свидетельствующих о нарушении Россией резолюций Совета Безопасности ООН. Он подчеркнул, что на данном этапе Россия не направляла официальных или неофициальных обращений к КНДР о задействовании ст. 4 договора, поскольку документ еще не вступил в силу, и информации о том, что какие-то воинские соединения из КНДР находятся в России в официальном качестве также пока нет. «Если военнослужащий приехал в другую страну без формы и не в качестве члена какой-то группы под командованием своих офицеров, то это не военная единица. Это просто группа мужчин и женщин, которые приехали в частном порядке в другую страну — об этом никто не обязан никого информировать», — пояснил Толорая.
Эксперт отметил, что присутствие северокорейских граждан в России может быть классифицировано как нарушение санкционного режима только в том случае, если они будут получать какой-то доход вопреки положениям резолюций СБ ООН, запрещающим экспорт рабочей силы из КНДР.
При этом Толорая добавил, что задействование ст. 4 Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР после его вступления в силу также не станет нарушением резолюций СБ ООН, поскольку будет реализацией суверенного права двух стран действовать в соответствии с заключенными между ними соглашениями. То же самое касается и вероятной военной подготовки северокорейских солдат, о которой говорят американские власти, — если, конечно, граждане КНДР при этом не получают от российских властей доход. «Есть запрет на поставку военной техники, военных и ядерных технологий и т. д. Здесь об этом речи не идет», — подчеркнул эксперт.
Обеспокоенные возможным вовлечением северокорейских военных в конфликт на Украине на стороне России, США обратились к Китаю с просьбой повлиять на своих партнеров, сообщает The New York Times. По данным газеты, последняя встреча по этому вопросу состоялась 29 октября в резиденции посла КНР Се Фэна в Вашингтоне: с американской стороны на ней присутствовал заместитель госсекретаря Курт Кэмпбелл и помощники главы внешнеполитического ведомства США Дэниел Дж. Критенбринк и Джеймс О'Брайен.
Переговоры с Пекином подтвердил и сам Блинкен. «Буквально на этой неделе у нас состоялся обстоятельный разговор, и я думаю, что они хорошо понимают наши опасения и ожидания относительно того, как мы хотели бы, что они на словах и на деле использовали все свое влияние, чтобы пресечь эту деятельность», — рассказал он 31 октября.
Южная Корея, в свою очередь, рассматривает возможность оказания более значимой военной поддержки Украине. 24 октября президент республики Юн Сок Ёль пообещал, что не станет «сидеть сложа руки» и может пересмотреть свой прежний отказ от поставок летальных вооружений на Украину в случае, если подтвердится информация о переброске северокорейских спецназовцев в Россию. По данным Reuters, Сеул рассматривает возможность отправки на Украину группы военных наблюдателей для отслеживания действий северокорейских военных. Издание South China Morning Post также сообщало, что порядка 200 бывших военнослужащих-перебежчиков из КНДР, проживающих сейчас в Южной Корее, попросили отправить их на Украину для ведения психологической войны против бывших сослуживцев
Как сообщает Associated Press, особую обеспокоенность у Сеула вызывает то, что взамен Москва может передать Пхеньяну военные технологии, в том числе касающиеся баллистических ракет и подводных лодок. Newsweek пишет, что в случае участия в боевых действиях военные из КНДР смогут впервые за очень долгое время получить реальный боевой опыт — Корейская народная армия (КНА) с 1953 года не участвовала в вооруженных конфликтах.
Толорая удивился острой реакции правительства Южной Кореи на возможную переброску северокорейских военных в зону боевых действий. По его словам, вероятный вывоз вооружений и военных из КНДР скорее должен быть на руку Сеулу. «Опасения Южной Кореи в отношении того, что КНДР на нее нападет, напротив, должны уменьшаться, раз КНДР вывозит оружие и военных куда-то за рубеж. Восклицания о том, что они [северокорейские военные] там получат боевой опыт и это как-то ухудшит безопасность Южной Кореи, на мой взгляд, довольно отдаленная перспектива и не то, что требует экстренных заседаний Совета безопасности и принятия каких-то экстренных мер, включая переговоры с НАТО, переговоры с Украиной, угрозы послать на Украину летальное оружие и даже направить группу своих военных. Это чрезмерная реакция», — отметил он.
Лавров, открывая переговоры, также отметил, что отношения между двумя странами вышли на «качественно новый уровень» благодаря подписанию Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, в котором содержится положение об оказании военной помощи. «Налажены очень тесные контакты между военными двух стран и по линии служб безопасности, это тоже позволяет решать практически значимые и важные для безопасности наших и ваших граждан задачи», — сказал российский министр.
Ни одна из сторон не уточнила, в чем именно заключается сотрудничество и как конкретно власти КНДР помогают российской армии.
Предполагаемую отправку северокорейских военных в Россию ранее комментировал и российский лидер. На пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Казани Путин, отвечая на вопрос журналистов NBC о фотографиях, на которых якобы запечатлена транспортировка военнослужащих, назвал спутниковые снимки «серьезной вещью» и отметил, что «если есть снимки, значит, они что-то отражают», а также добавил, что Москва никогда не сомневалась в серьезном отношении Пхеньяна к выполнению ст. 4 договора о взаимной военной помощи. «Но что и как мы будем делать — это уже наше дело, в рамках этой статьи. Сначала нужно провести соответствующие переговоры по поводу имплементации ст. 4 этого договора, но мы в контакте с нашими северокорейскими друзьями и посмотрим, как будет развиваться этот процесс», — заключил Путин.
На протяжении последних недель российские и северокорейские власти официально не подтверждали ни сам факт, ни обсуждение возможной переброски северокорейского военных в зону боевых действий. Но при этом стороны подчеркивали, что если и придут к такому решению, то оно будет полностью соответствовать международному праву.
Первые сообщения о том, что КНДР могла направить своих военных в зону боевых действий, появились еще в начале октября. Сначала об этом заявили украинские разведслужбы, позднее эту информацию сообщила и Национальная разведывательная служба Южной Кореи, опубликовав спутниковые снимки, на которых, по утверждению ведомства, запечатлена переброска 1,5 тыс. северокорейских спецназовцев во Владивосток на борту десантных кораблей и фрегатов российского Тихоокеанского флота.
23 октября США и НАТО впервые заявили о наличии у них данных, подтверждающих переброску военных подразделений КНДР в Россию. Координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что, по имеющимся у Вашингтона данным, КНДР перебросила по меньшей мере 3 тыс. военнослужащих из северокорейского Вонсана во Владивосток. 29 ноября в Минобороне США заявили, что, по их данным, на территории России находится уже 10 тыс. военнослужащих из КНДР, которые проходят боевую подготовку в восточной части России для того, чтобы «в течение следующих нескольких недель» примкнуть к российским военным. Представитель Пентагона Сабрина Сингх также сообщила о наличии информации о прибытии первых северокорейских военных.
31 октября заместитель постоянного представителя США при ООН Роберт Вуд заявил на заседании Совета Безопасности ООН о нахождении 8 тыс. военнослужащих из Северной Кореи в Курской области. «У меня очень уважительный вопрос к моему российскому коллеге: Продолжает ли Россия утверждать, что в России нет войск КНДР?» — приводит его слова Reuters. Как сообщает агентство, находившийся в зале заседаний представитель России не стал отвечать на этот вопрос.
Госсекретарь США Энтони Блинкен, в тот же день участвовавший в переговорах глав внешнеполитических и оборонных ведомств Соединенных Штатов и Южной Кореи в формате «2+2», также заявил об отправке 8 тыс. из 10 тыс. северокорейских военных, находящихся в России, в Курскую область. «Мы еще не видели, чтобы эти войска участвовали в боевых действиях против украинских сил, но мы ожидаем, что это произойдет в ближайшие дни. Россия обучает солдат из КНДР работе с артиллерией, беспилотными летательными аппаратами, основным пехотным операциям, включая расчистку траншей, что указывает на их полное намерение использовать эти силы в операциях на передовой», — сказал американский дипломат. Глава Пентагона Ллойд Остин, в свою очередь, предупредил, что если северокорейские военные примут участие в боевых действиях, то станут «легитимными военными целями».
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, выступая на заседании Совета Безопасности ООН 30 октября, подчеркнул, что военное сотрудничество Москвы и Пхеньяна не нарушает международное право, а также «не направлено против третьих стран и не представляет никакой угрозы для государств региона или международного сообщества». «Мы намерены развивать это сотрудничество и впредь, и никто не может нам это запретить», — заявил он.
Заведующий Центром российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая, до мая 2024 года состоявший в Группе экспертов ООН по мониторингу санкций в отношении КНДР, также указал на отсутствие на данном этапе каких-либо фактов, свидетельствующих о нарушении Россией резолюций Совета Безопасности ООН. Он подчеркнул, что на данном этапе Россия не направляла официальных или неофициальных обращений к КНДР о задействовании ст. 4 договора, поскольку документ еще не вступил в силу, и информации о том, что какие-то воинские соединения из КНДР находятся в России в официальном качестве также пока нет. «Если военнослужащий приехал в другую страну без формы и не в качестве члена какой-то группы под командованием своих офицеров, то это не военная единица. Это просто группа мужчин и женщин, которые приехали в частном порядке в другую страну — об этом никто не обязан никого информировать», — пояснил Толорая.
Эксперт отметил, что присутствие северокорейских граждан в России может быть классифицировано как нарушение санкционного режима только в том случае, если они будут получать какой-то доход вопреки положениям резолюций СБ ООН, запрещающим экспорт рабочей силы из КНДР.
При этом Толорая добавил, что задействование ст. 4 Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР после его вступления в силу также не станет нарушением резолюций СБ ООН, поскольку будет реализацией суверенного права двух стран действовать в соответствии с заключенными между ними соглашениями. То же самое касается и вероятной военной подготовки северокорейских солдат, о которой говорят американские власти, — если, конечно, граждане КНДР при этом не получают от российских властей доход. «Есть запрет на поставку военной техники, военных и ядерных технологий и т. д. Здесь об этом речи не идет», — подчеркнул эксперт.
Обеспокоенные возможным вовлечением северокорейских военных в конфликт на Украине на стороне России, США обратились к Китаю с просьбой повлиять на своих партнеров, сообщает The New York Times. По данным газеты, последняя встреча по этому вопросу состоялась 29 октября в резиденции посла КНР Се Фэна в Вашингтоне: с американской стороны на ней присутствовал заместитель госсекретаря Курт Кэмпбелл и помощники главы внешнеполитического ведомства США Дэниел Дж. Критенбринк и Джеймс О'Брайен.
Переговоры с Пекином подтвердил и сам Блинкен. «Буквально на этой неделе у нас состоялся обстоятельный разговор, и я думаю, что они хорошо понимают наши опасения и ожидания относительно того, как мы хотели бы, что они на словах и на деле использовали все свое влияние, чтобы пресечь эту деятельность», — рассказал он 31 октября.
Южная Корея, в свою очередь, рассматривает возможность оказания более значимой военной поддержки Украине. 24 октября президент республики Юн Сок Ёль пообещал, что не станет «сидеть сложа руки» и может пересмотреть свой прежний отказ от поставок летальных вооружений на Украину в случае, если подтвердится информация о переброске северокорейских спецназовцев в Россию. По данным Reuters, Сеул рассматривает возможность отправки на Украину группы военных наблюдателей для отслеживания действий северокорейских военных. Издание South China Morning Post также сообщало, что порядка 200 бывших военнослужащих-перебежчиков из КНДР, проживающих сейчас в Южной Корее, попросили отправить их на Украину для ведения психологической войны против бывших сослуживцев
Как сообщает Associated Press, особую обеспокоенность у Сеула вызывает то, что взамен Москва может передать Пхеньяну военные технологии, в том числе касающиеся баллистических ракет и подводных лодок. Newsweek пишет, что в случае участия в боевых действиях военные из КНДР смогут впервые за очень долгое время получить реальный боевой опыт — Корейская народная армия (КНА) с 1953 года не участвовала в вооруженных конфликтах.
Толорая удивился острой реакции правительства Южной Кореи на возможную переброску северокорейских военных в зону боевых действий. По его словам, вероятный вывоз вооружений и военных из КНДР скорее должен быть на руку Сеулу. «Опасения Южной Кореи в отношении того, что КНДР на нее нападет, напротив, должны уменьшаться, раз КНДР вывозит оружие и военных куда-то за рубеж. Восклицания о том, что они [северокорейские военные] там получат боевой опыт и это как-то ухудшит безопасность Южной Кореи, на мой взгляд, довольно отдаленная перспектива и не то, что требует экстренных заседаний Совета безопасности и принятия каких-то экстренных мер, включая переговоры с НАТО, переговоры с Украиной, угрозы послать на Украину летальное оружие и даже направить группу своих военных. Это чрезмерная реакция», — отметил он.