Предложение — повысить цену отсечения акциза на жидкую сталь с 30 тыс до 54 тыс руб. за тонну — во вторник, 28 января, озвучил исполнительный директор ассоциации «Русская сталь» Алексей Сентюрин в ходе совещания в Совете Федерации о мерах государственной поддержки предприятий металлургии и машиностроения для предотвращения кризиса в этих отраслях, передает корреспондент РБК. В ассоциацию входят крупнейшие производители, включая «Северсталь» (CHMF), НЛМК (NLMK), ММК (MAGN) и Evraz.
Акциз на жидкую сталь, из которой традиционно производят металлопродукцию, действует в России с 1 января 2022 года. Он был введен для изъятия сверхдоходов отрасли в случае резкого роста цен. Ставка акциза находится на уровне 2,7% от среднемесячной экспортной цены сляба (металлургического полуфабриката) в морских портах на юге России. Но ставка акциза обнуляется при цене на сляб менее 30 тыс. рублей за тонну.
«С нашей точки зрения, мы предоставили расчеты, [цена отсечения для обнуления акциза на сталь] составила 54 тыс. рублей», — сказал Сентюрин в ходе совещания.
В Минпромторге эту инициативу поддерживают — там напомнили о механизме индексации порога отсечения, который предусматривает, что при определении этого значения будет учитываться фактическая инфляция.
«Может, это не 54 тыс. рублей, но какой-то внятный показатель, основанный на прозрачных цифрах, инфляции, чтобы его не платили те компании, которые находятся в минусовой рентабельности. Одно дело «Северсталь» и НЛМК — другое дело остальной сектор. Мы видим негативные тенденции, на которые надо адекватно реагировать, но падение или снижение занятости на металлургических предприятиях в текущий момент мы не прогнозируем», — отметил в ходе совещания Андрей Савельев, заместитель директора департамента металлургии и материалов министерства.
По его словам, «сытые времена» для металлургов прошли, и необходима оптимизация как налогового законодательства, так и тарифов естественных монополий. «Безусловно, мы будем настаивать, и в правительстве, и, надеюсь, на площадке Федерального собрания нас поддержат», — добавил представитель Минпромторга. По его словам, порог отсечения в 30 тыс. рублей был изначально установлен исходя из экономических реалий, которые были в тот момент.
Сейчас, по словам Савельева, наблюдаются проблемы в реализации металлопроката на внутреннем рынке. Второй год снижаются экспортные поставки, однако министерство надеется на «оживление» в этой части и с учетом текущего курса рубля не прогнозирует дальнейшего снижения. Он добавил, что несмотря на это, ситуация не кризисная: часть компаний продолжает работать с положительной рентабельностью, однако в среднем она сократилась по отрасли на 10%.
В то же время есть ряд компаний, в том числе электрометаллургических, которые работают с рентабельностью как около нуля, так и отрицательной. «Мы говорим о сбалансированной, взвешенной корректировке [порогового значения для акциза на сталь], которая с одной стороны не должна существенно повлиять на сбалансированность бюджетной системы, но, тем не менее, предоставить адекватные льготы для тех компаний, которые нуждаются», — подытожил Савельев.
Металлургическая отрасль также настаивает на том, чтобы в правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта были внесены изменения, согласно которым продукция в адрес предприятий непрерывного цикла направлялась бы в приоритетном порядке. «В настоящее время есть все поручения, но до сих пор пока не удалось утвердить перечень непрерывно работающих предприятий, где сказано, что необходимо в приоритете обеспечивать сырьем эти предприятия», — заявил Сентюрин.
Также металлургическая отрасль настаивает на необходимости утвердить механизм, который позволит РЖД изымать простаивающие на подъездных путях предприятий и портов порожние вагоны и перенаправлять их грузоотправителям. По словам Сентюрина, этот вопрос ассоциация уже прорабатывает совместно с Минтрансом.
Сейчас из-за порожних вагонов невозможно вывезти уже отправленные грузы на экспорт, отметил Сентюрин. По его словам, с такой ситуацией столкнулись в НЛМК. В Минпромторге, в свою очередь, подтвердили, что порожние вагоны препятствуют приемке грузов к транспортировке в Новороссийском порту.
«Новые правила по порожним вагонам сейчас значительно препятствуют поставке вагонов и принятию грузов в порту. Необходимо разобраться и до конца определить правила доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые не должны ставить металлургические комбинаты, как непрерывные производства, на последние места», — отметил Савельев.
С октября 2024 года РЖД сокращают количество вагонного парка на сети, в том числе ограничивая доступ на инфраструктуру порожнего подвижного состава. Благодаря этим мерам к январю компании удалось убрать с путей 105 тыс. лишних вагонов.
РЖД неоднократно в течение 2023-2024 годов предлагали внести изменения в правила перемещения порожних вагонов, невостребованных под погрузку, заявили РБК в пресс-службе холдинга. В частности, расширить перечень станций, сделав возможным такое перемещение не только с припортовых, но и со станций, примыкающих к предприятиям непрерывного производства, в том числе металлургическим и нефтеперерабатывающим заводам и другим. «Это позволит металлургическим предприятиям совместно с перевозчиком оперативно регулировать потребность в порожних вагонах и при необходимости освобождать пути предприятий от невостребованного парка и избегать затаривания», — заключили в РЖД.
РБК направил запросы в Минтранс и Минфин, а также в крупнейшие металлургические компании.
Акциз на жидкую сталь, из которой традиционно производят металлопродукцию, действует в России с 1 января 2022 года. Он был введен для изъятия сверхдоходов отрасли в случае резкого роста цен. Ставка акциза находится на уровне 2,7% от среднемесячной экспортной цены сляба (металлургического полуфабриката) в морских портах на юге России. Но ставка акциза обнуляется при цене на сляб менее 30 тыс. рублей за тонну.
«С нашей точки зрения, мы предоставили расчеты, [цена отсечения для обнуления акциза на сталь] составила 54 тыс. рублей», — сказал Сентюрин в ходе совещания.
В Минпромторге эту инициативу поддерживают — там напомнили о механизме индексации порога отсечения, который предусматривает, что при определении этого значения будет учитываться фактическая инфляция.
«Может, это не 54 тыс. рублей, но какой-то внятный показатель, основанный на прозрачных цифрах, инфляции, чтобы его не платили те компании, которые находятся в минусовой рентабельности. Одно дело «Северсталь» и НЛМК — другое дело остальной сектор. Мы видим негативные тенденции, на которые надо адекватно реагировать, но падение или снижение занятости на металлургических предприятиях в текущий момент мы не прогнозируем», — отметил в ходе совещания Андрей Савельев, заместитель директора департамента металлургии и материалов министерства.
По его словам, «сытые времена» для металлургов прошли, и необходима оптимизация как налогового законодательства, так и тарифов естественных монополий. «Безусловно, мы будем настаивать, и в правительстве, и, надеюсь, на площадке Федерального собрания нас поддержат», — добавил представитель Минпромторга. По его словам, порог отсечения в 30 тыс. рублей был изначально установлен исходя из экономических реалий, которые были в тот момент.
Сейчас, по словам Савельева, наблюдаются проблемы в реализации металлопроката на внутреннем рынке. Второй год снижаются экспортные поставки, однако министерство надеется на «оживление» в этой части и с учетом текущего курса рубля не прогнозирует дальнейшего снижения. Он добавил, что несмотря на это, ситуация не кризисная: часть компаний продолжает работать с положительной рентабельностью, однако в среднем она сократилась по отрасли на 10%.
В то же время есть ряд компаний, в том числе электрометаллургических, которые работают с рентабельностью как около нуля, так и отрицательной. «Мы говорим о сбалансированной, взвешенной корректировке [порогового значения для акциза на сталь], которая с одной стороны не должна существенно повлиять на сбалансированность бюджетной системы, но, тем не менее, предоставить адекватные льготы для тех компаний, которые нуждаются», — подытожил Савельев.
Металлургическая отрасль также настаивает на том, чтобы в правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта были внесены изменения, согласно которым продукция в адрес предприятий непрерывного цикла направлялась бы в приоритетном порядке. «В настоящее время есть все поручения, но до сих пор пока не удалось утвердить перечень непрерывно работающих предприятий, где сказано, что необходимо в приоритете обеспечивать сырьем эти предприятия», — заявил Сентюрин.
Также металлургическая отрасль настаивает на необходимости утвердить механизм, который позволит РЖД изымать простаивающие на подъездных путях предприятий и портов порожние вагоны и перенаправлять их грузоотправителям. По словам Сентюрина, этот вопрос ассоциация уже прорабатывает совместно с Минтрансом.
Сейчас из-за порожних вагонов невозможно вывезти уже отправленные грузы на экспорт, отметил Сентюрин. По его словам, с такой ситуацией столкнулись в НЛМК. В Минпромторге, в свою очередь, подтвердили, что порожние вагоны препятствуют приемке грузов к транспортировке в Новороссийском порту.
«Новые правила по порожним вагонам сейчас значительно препятствуют поставке вагонов и принятию грузов в порту. Необходимо разобраться и до конца определить правила доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые не должны ставить металлургические комбинаты, как непрерывные производства, на последние места», — отметил Савельев.
С октября 2024 года РЖД сокращают количество вагонного парка на сети, в том числе ограничивая доступ на инфраструктуру порожнего подвижного состава. Благодаря этим мерам к январю компании удалось убрать с путей 105 тыс. лишних вагонов.
РЖД неоднократно в течение 2023-2024 годов предлагали внести изменения в правила перемещения порожних вагонов, невостребованных под погрузку, заявили РБК в пресс-службе холдинга. В частности, расширить перечень станций, сделав возможным такое перемещение не только с припортовых, но и со станций, примыкающих к предприятиям непрерывного производства, в том числе металлургическим и нефтеперерабатывающим заводам и другим. «Это позволит металлургическим предприятиям совместно с перевозчиком оперативно регулировать потребность в порожних вагонах и при необходимости освобождать пути предприятий от невостребованного парка и избегать затаривания», — заключили в РЖД.
РБК направил запросы в Минтранс и Минфин, а также в крупнейшие металлургические компании.