Российские экспортеры столкнулись со сложностями при возврате валютной выручки в страну после ноябрьского пакета санкций США, который ввел ограничения против почти 100 финансовых компаний. Об этом говорится в совместном исследовании транспортной компании ПЭК и компании по международным переводам MoneyRoo, о проблемах с расчетами РБК рассказали и профильные юристы.
В январе 2025 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) выпустило лицензии, которыми разрешило операции с рядом банков, в том числе Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, Альфа-банком, Совкомбанком и другими, напомнил Варшавский. «Поскольку выпущены лицензии, то на какое-то время острота проблемы уйдет. Однако выпуск лицензий OFAC — временная мера, неизвестно, будут ли выпущены новые лицензии по истечении срока тех, которые датированы 15 января 2025 года», — рассуждает юрист.
Экспортеры могут работать с платежными агентами, рассказал Останин. Nordic Star в последнее время фиксирует возросший спрос на платежных агентов, из-за чего тарифы на их услуги выросли в пределах 10–20%, добавляет Гусев: «Размер комиссий платежных агентов за услуги по возврату выручки может варьироваться в зависимости от сложности операции, суммы перевода и используемой схемы. В среднем комиссии достигают 2%, но в некоторых случаях могут быть и выше». По данным Варшавского, ставки на рынке в среднем составляют 2–4%, но чем сильнее будет санкционное давление, тем выше будут ставки платежных агентов. По словам Чикина, стоимость всех транзакционных издержек составляет от 5 до 20%, в них включены также комиссия за конвертацию, риски изменения валютного курса, стоимость денег и т. д. «Если все транзакционные издержки составят 2% от суммы платежа, то, считайте, повезло. Но это фантастика», — говорит Чикин.
«Платежные агенты помогают оптимизировать валютные операции, включая конвертацию и обработку транзакций, что особенно важно в условиях ограниченного доступа к международным расчетным системам. Они также компенсируют разрывы в цепочке расчетов, предоставляя экспортеру средства с резервных счетов, а затем самостоятельно решают вопросы с возвратом денег», — рассказала гендиректор транспортной компании Logita Trade Татьяна Алексеева.
Однако, предупреждает Варшавский, зачастую и платежные агенты сталкиваются с проблемами при осуществлении платежей.
В январе 2025 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) выпустило лицензии, которыми разрешило операции с рядом банков, в том числе Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, Альфа-банком, Совкомбанком и другими, напомнил Варшавский. «Поскольку выпущены лицензии, то на какое-то время острота проблемы уйдет. Однако выпуск лицензий OFAC — временная мера, неизвестно, будут ли выпущены новые лицензии по истечении срока тех, которые датированы 15 января 2025 года», — рассуждает юрист.
Экспортеры могут работать с платежными агентами, рассказал Останин. Nordic Star в последнее время фиксирует возросший спрос на платежных агентов, из-за чего тарифы на их услуги выросли в пределах 10–20%, добавляет Гусев: «Размер комиссий платежных агентов за услуги по возврату выручки может варьироваться в зависимости от сложности операции, суммы перевода и используемой схемы. В среднем комиссии достигают 2%, но в некоторых случаях могут быть и выше». По данным Варшавского, ставки на рынке в среднем составляют 2–4%, но чем сильнее будет санкционное давление, тем выше будут ставки платежных агентов. По словам Чикина, стоимость всех транзакционных издержек составляет от 5 до 20%, в них включены также комиссия за конвертацию, риски изменения валютного курса, стоимость денег и т. д. «Если все транзакционные издержки составят 2% от суммы платежа, то, считайте, повезло. Но это фантастика», — говорит Чикин.
«Платежные агенты помогают оптимизировать валютные операции, включая конвертацию и обработку транзакций, что особенно важно в условиях ограниченного доступа к международным расчетным системам. Они также компенсируют разрывы в цепочке расчетов, предоставляя экспортеру средства с резервных счетов, а затем самостоятельно решают вопросы с возвратом денег», — рассказала гендиректор транспортной компании Logita Trade Татьяна Алексеева.
Однако, предупреждает Варшавский, зачастую и платежные агенты сталкиваются с проблемами при осуществлении платежей.